Автор Михаил Шейнкман
Президент Грузии Маргвелашвили, которого посадили на это место только для того, чтобы каждый раз на место ставить, решил показать характер. Это уже не скандалы с премьером Гарибашвили по поводу того, кто, куда должен ехать. Это намек на то, кто откуда должен уйти.
До 5 марта Маргвелашвили потребовал от правительства навести порядок с курсом. Пока только лари. Но под прицелом уже и правящий. По крайней мере, он девальвирует с той же скоростью, что и валюта. Президент, впрочем, еще не угрожает оргвыводами. Но стране теперь чуть ли не все СМИ напоминают, что при всей конституционной ограниченности именно он вправе инициировать отставку кабмина и роспуск парламента. И то, и другое в Грузии нынче считают вполне вероятным.
"Грузинская мечта" откровенно теряет способность управлять страной. Хоть и уверяет, что у нее все под контролем. Но уже не все даже в ее составе. Раскол не ограничился исходом "Свободных демократов". Он пошел вглубь. В Верховном совете Аджарии ГМ утратила большинство. И это крайне опасный симптом. Особенно если учесть, что и Республиканская партия, сохраняя формальную верность альянсу, все чаще поглядывает на дверь. Ее бегство, видимо, и станет последним признаком тонущего корабля, поскольку без нее коалиция лишится численного преимущества уже и в республиканском парламенте. Может быть, подразумевая это, и Бидзина Иванишвили все больше склоняется к досрочным выборам. Пока только по слухам. Публично он предпочитает хранить молчание. Но и эксперты, и некоторые источники из разряда осведомленных уверяют, что бизнесмену было бы гораздо выгодней перезагрузить власть именно сейчас, пока у нее еще хватает электоральных сил на эту перезагрузку.
Ситуация на самом деле стремительно ухудшается. Лари падает. Цены растут. Население беднеет. Саакашвили процветает. Пусть и не дома. Сегодня в Тбилиси открыли сезон активного уличного протеста. Требуют отставок. И это уже не только "националы", от нападок которых можно было отмахнуться, как от назойливого реваншизма. Это, в том числе, и бывшие соратники по правящей коалиции, и непарламентская оппозиция. Газеты все чаще задаются вопросом, что мешает пригласить на работу в правительство "зарубежных управленцев". О Саакашвили не говорят. Хотя Киев его признал именно в таком качестве.
Кстати, президент Маргвелашвили тоже там был на годовщине переворота совсем не для того, чтобы задержать грузинского фигуранта номер один, а показать такую же приверженность майданным ценностям. Это чтобы никто не сомневался, на чьей стороне он будет, если вдруг его предшественник посчитает себя готовым к реваншу. Саакашвили ведь стал главным советником Порошенко по добыванию оружия не только чтобы на него работать, но и иметь официальный повод для обивания порогов американских кабинетов. Его "националы" уже в предвкушении. Хотя рейтинги все еще против. Но когда народный протест на них ориентировался? Важно его вовремя оседлать.
Передает из Тбилиси директор Института стратегии управления Петр Мамрадзе.
— Как Вы оцениваете вероятность досрочных парламентских выборов, насколько они необходимы и кто в них сейчас больше заинтересован?
— По-моему, вероятность мала. Выборы по плану должны состояться осенью 2016 года — не так уж много и осталось. Была информация о том, что сам Иванишвили сказал, что хорошо бы провести. Это понятно. Иванишвили уверен в своих ресурсах. Может рассчитывать расширить партию "Мечта", появятся новые фигуры, новые лица. С другой стороны, в Грузии всегда было ожидание, что, дескать, выберем новый парламент и будет лучше. Но это отнюдь не просто в данной ситуации.
— Ситуация действительно не самая благоприятная для правящей коалиции. Все ждут каких-то серьезных действий от Иванишвили. Почему он не вмешивается?
— Я думаю, что он совершенно сознательно ведет такую политику. Он не раз заявлял, что слишком много оказалось на нем завязано в сознании людей. Но, с другой стороны, когда он видит, что дело плохо, то все-таки реально вмешивается. Сегодня сделал резкое заявление, обвиняя председателя Нацбанка в падении лари. Он в любой момент может если не снять премьера, то попросить его уйти. Формально, конечно, никаких рычагов по отношению к существующей власти у Иванишвили нет. Но есть большой авторитет.
Мечтой можно успокоить, но не вылечить. Иванишвили два с половиной года назад поступил со страной, скорее, как скорая помощь, чем доктор. Сделал все вовремя, но оставил пациента в приемном покое. А врачи оказались не ахти. Что бы ни прописывали Грузии, ей становится только хуже. Иванишвили пока не вмешивается. Видимо, ждет для себя нового вызова. Но если со страной вдруг опять случится "приступ Саакашвили", на этот раз он может и не успеть ее спасти.