Турция намерена создать систему противоракетной обороны, которая не будет интегрирована в общую систему НАТО. Об этом заявил министр обороны страны Исмет Йылмаз. В разработке участвует Китай, который выиграл в 2013 году тендер на поставку Турции зенитно-ракетных систем средней и большой дальности. По итогам тендера Турция приобретет как минимум 12 комплектов системы HQ-9, разработанной одной из китайских госкорпораций и являющейся аналогом российского семейства систем С-300.
Ранее в Брюсселе неоднократно предостерегали Турцию от выбора "незападных" комплексов из-за проблем их интеграции в объединенную систему ПВО альянса. Под давлением партнеров по НАТО Турция продлевала тендер, однако в итоге решение о выборе китайской системы осталось неизменным.
Удивляться этому решению не приходится, считает главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Андрей Володин.
"Удивительного в этом мало, потому что, будучи страной-членом НАТО, Турция одновременно всегда гордилась своей независимой позицией. И, кроме того, Турция – это новый региональный лидер. И сейчас Турция активно развивает многовекторную политику – не только в западном направлении, но и в южном, восточном и северном. И в том, что Китай выиграл тендер на поставку в Турцию ЗРК, созданных на базе хорошо проверенных российских С-300, нет ничего удивительного. Тендер есть тендер, и на нем выбираются те виды военной техники, которые соответствуют стандартам данной страны и выдерживают характеристики, которые предъявляют в данном случае турецкие военные", — сказал Андрей Володин в эфире радио Sputnik.
Реакция Брюсселя в данном случае Анкару не слишком-то и волнует, считает эксперт.
"В Брюсселе уже много на что реагировали по поводу Турции. В том числе, если приводить последний пример, на проект "Турецкий поток". А в Анкаре очень долго реагировали на то, что постоянно откладывается на неопределенный срок вступление Турции в ЕС. В итоге президент Турции недавно недвусмысленно дал понять, что Турция не прочь вступить в ЕС, но просить об этом больше не будет. С учетом всего этого думаю, что реакцию Брюсселя они переживут", — отметил Андрей Володин.
То, что Турция раскрывает свой рынок для военной техники, произведенной за пределами западного блока, дает определенные перспективы для России, считает эксперт.
"Турция – это емкий рынок. И, кроме того, любая военно-техническая сделка имеет две составляющие: собственно экономическую и геополитическую. Это, как правило, долгосрочные контракты, которые связаны с ростом политического влияния той или страны в стране-покупателе. Поэтому мне кажется, что перспективы развивать сотрудничество в этой сфере у наших стран есть", — заключил Андрей Володин.