Автор Илья Харламов
Несмотря на важнейшую встречу в "нормандском формате" в Минске и новую попытку при непосредственном участии Москвы установить мир на Украине, от своей санкционной политики в отношении России Запад отказываться не намерен. Новые порции ограничений появляются с завидной регулярностью, как в крыловской басне про Ваську, который слушает, да ест.
Но ведь и бизнес не лыком шит. Он словно та вода, которая камень точит и везде щелочку находит. В существующей дилемме – война или деньги – побеждают последние. И в министерстве финансов США уже признали, что ограничения, наложенные на экспорт в Россию технологий и оборудования для нефтепромышленности, отнюдь не мешают западным компаниям работать с российскими партнерами. Обход запрета достигается при помощи дочерних структур, зарегистрированных за пределами Соединенных Штатов. И это, в том числе, камень в огород тех, кто обвиняет в подобных схемах преимущественно представителей российского делового сообщества.
Санкции против России не относятся к иностранным дочерним предприятиям американских компаний, признают высокопоставленные чиновники из Вашингтона. Так что никак не получается порвать российскую экономику "в клочья", о чем так самоуверенно заявил недавно Барак Обама. Бизнес этого не хочет. И этим все сказано.
Американские власти хотели, прежде всего, нанести удар по стратегической "нефтянке", ограничив поставки в Россию технологий и оборудования для глубоководного бурения, добычи нефти на арктическом шельфе и нетрадиционной добычи. Они также запретили нефтегазовым компаниям участвовать в российских арктических проектах. Да, американская ExxonMobil вышла из совместного с "Роснефтью" проекта в Карском море. Но, похоже, дело этим и ограничится. Другие гиганты отрасли через своих "дочек" уже подали заявки на участие в разработке месторождений в российской Арктике. Их, конечно, пытаются запугивать. Говорить, что, дескать, такое поведение выйдет им боком. Мол, еще пожалеете. Но там, где большие деньги, там всегда большой риск. И первый пункт в бизнесе очень часто перевешивает. Побороться-то действительно есть за что: объем рынка нефтесервисных услуг в России только в 2013 году оценили почти в 30 млрд долларов.
Поэтому, несмотря на все санкции, американский бизнес не хочет, чтобы для него российский рынок был безвозвратно утерян. Вот американские бизнесмены и ищут любые лазейки, чтобы сохранить свою долю на большом и перспективном рынке. И находят. А "санкционная плеть", видимо, в недалеком будущем рискует остаться не более чем вербальной категорией в антироссийской политической риторике.