Автор Павел Иванов
"Дебальцевский котел" захлопнулся надежно и окончательно. Это утверждают лидеры ополчения Донбасса и их подчиненные, находящиеся непосредственно на месте событий. Эта информация находит отражение в десятках видеосвидетельств, показаниях взятых в плен украинских силовиков. Более того, именно ситуация с попавшими в окружение в районе Дебальцево бойцами ВСУ, нацгвардии и добровольческих карательных батальонов заняла чуть ли не половину 16-часовых переговоров в Минске в формате "нормандской четверки".
Но Киев не хочет признавать очевидного. Наверное, просто боится взглянуть правде в глаза, или слепо верит в локальность проблемы, которую якобы удастся решить быстро и безболезненно. Или что-то скрывает. В отчетах и заявлениях разнообразных спикеров так называемой АТО, так же как и политиков самого высокого ранга, один за другим следуют рапорты, что никакого "котла" нет, что ситуация тяжелая, но подконтрольная. Дескать, бойцы героически удерживают свои позиции и получают помощь извне. Более того, им отдан приказ игнорировать ненужный с точки зрения Киева "зеленый коридор", предоставленный ополчением.
Но почему, если ситуация подконтрольная, ОБСЕ и весь Запад призывают ополчение немедленно прекратить боевые действия в этом районе? Если никакой опасности для тысяч украинских военнослужащих в Дебальцево нет, зачем такая чуть ли не ультимативная категоричность, по обыкновению обращенная лишь к одной из сторон конфликта? С чем связана новая волна лживых пропагандистских заявлений украинских СМИ о том, что в район "котла" подтянуты мощные подразделения российской армии?
Петр Порошенко в Минске категорически не хотел признавать факта окружения в Дебальцеве. Но за последние дни ситуация еще больше изменилась не в пользу Киева. И украинский президент вновь оказался меж двух и даже трех огней. С одной стороны, он не имеет права признавать очередное крупное поражение, как он однажды выразился, "доблестного и благородного украинского воинства". В глазах сограждан это окончательно закрепит за ним репутацию неудачника. С другой стороны, в рядах силовиков укрепляется мнение, что Порошенко в очередной раз "сдал" своих.
Есть еще и "партия войны", которая подталкивает президента к введению военного положения. В этом случае Украина, конечно, получит очередные партии оружия от США, но вот транши от МВФ ей вряд ли "светят". А без них социально-экономическая ситуация в стране очень быстро превратится в сущий ад. Незавидное, конечно, у президента положение.
Но факт остается фактом: украинские генералы, офицеры и горе-политики бросили своих солдат в Дебальцево на произвол судьбы. Списали на "металлолом". Характерный для взятых в плен украинских бойцов рассказ: когда запахло жареным, их командиры просто сбежали с позиций, даже не предупредив своих подчиненных. Блогеры уже прозвали нынешнего министра обороны Украины "Полторак Дебальцевский", а прежнего – "Гелетей Иловайский". И действительно, крупнейшее поражение в Иловайске летом прошлого года прошло для Киева "даром". Новый "котел" показал: передышка и перегруппировка армии и карательных подразделений под видом сентябрьского перемирия ничего не изменили. Кстати, нынешнее участие Киева в реализации инициатив по мирному урегулированию многие эксперты тоже связывают со стремлением взять очередную паузу перед очередным "решительным броском на восток".
Между тем протестные настроения внутри страны нарастают. Люди все больше осознают, что украинская власть воспринимает военных исключительно как пушечное мясо, как средство реализации политических амбиций и бизнес-интересов. А вот особая активность Запада, его грозные призывы к ополченцам немедленно прекратить боевые действия в Дебальцево выглядят, как попытка скрыть что-то важное, что находится в "котле".
Тут могут быть разные версии. Ясно одно: те, кто попал в окружение, для Киева уже вне игры, их просто не существует. Незапланированные потери. Ведь уже идет мобилизация – она даст новые ресурсы для продолжения "мирного урегулирования" по-киевски. Очень хочется верить в чудо и в то, что конструктивные инициативы России найдут, наконец, понимание во всей украинской власти, а минские договоренности будут соблюдаться. К сожалению, та самая "партия войны" в Киеве в силу многих внутренних причин и открытой внешней поддержки пока не попала в свой политический "Дебальцевский котел". А значит, устойчивый мир на Украине откладывается. Это – вопрос политической воли, с которой, так же как и с самостоятельностью, в Киеве большие проблемы.