Автор Илья Харламов
Барак Обама, которому осталось президентствовать по историческим меркам всего ничего, неожиданно признался, что продолжать борьбу с "Исламским государством" придется его преемнику. За что тот, конечно, Обаме вряд ли скажет "спасибо". Да и в целом внешнеполитическое наследство нынешний американский лидер оставляет не ахти какое. Ближний Восток после агрессивных действий США, которые больше всего напоминают поведение слона в посудной лавке, раздирают противоречия и бесконечные конфликты. Антиамериканские настроения в целом ряде стран региона на пике.
В Афганистане дела обстоят не лучше, а потому Вашингтон подумывает: не остаться ли там как следует, а не в ограниченной форме, и вновь надолго. С Москвой отношения стараниями вашингтонских "стратегов" испортились, похоже, на долгие годы. В Африке свирепствуют террористы из "Боко Харам", которые, подобно их ближневосточным собратьям, мечтают построить свой халифат — от Индийского до Атлантического океана. Причем этих "ребят" подозревают в связях с "Аль-Каидой", к созданию которой Вашингтон в свое время умело приложил руку. США на "Боко Харам" предпочитают не обращать особого внимания. То ли уже не хватает ресурсов и сил на новую "миротворческую миссию", то ли побаиваются, что лидеры боевиков в случае чего могут раскрыть неудобные для Вашингтона источники финансирования.
Кстати, и эффективность международной операции против "Исламского государства" в Сирии и Ираке, которую возглавляют США, весьма условна. Не потому ли западная пресса умалчивает о реальных успехах местных ополченцев и правительственных сил в Сирии, которые нанесли по радикалам целый ряд масштабных ударов и вытеснили их из важных населенных пунктов? Эти победы на счет американцев записать никак нельзя, а потому о них надо просто молчать — логика Вашингтона, видимо, такова. Зато в бюджете на будущий год заложено более миллиарда долларов на поддержку сирийской оппозиции, что в реальности означает – на свержение Башара Асада. И это вместо того, чтобы вместе с Дамаском бороться с распространением исламизма. Сирия, в отличие от США, свою эффективность в этом деле доказывает каждый день.
И даже Европа предпринимает робкие попытки играть самостоятельную роль, к примеру, в урегулировании украинского кризиса, что показали недавние переговоры в Минске в формате "нормандской четверки". Впрочем, европейское направление пока у Вашингтона под надежным контролем: элиты прочно сидят на крючке. Однако миллионам европейских избирателей уже порядком надоела назойливая опека Вашингтона, от которой одни убытки, и все может поменяться – ничто не вечно под луной, как сказал Шекспир. И тогда Европа станет еще одной головной болью для будущего, 45-го президента Соединенных Штатов Америки.