Автор Ольга Бугрова
Четвертую и последнюю на сегодня премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" России принесла картина Никиты Михалкова "Утомленные солнцем". Тогда, в 1995 году, в пятерке номинантов на "Оскара" наибольшими шансами обладал фильм Жерара Корбье "Фаринелли-кастрат". На финишную прямую он вышел с "Золотым глобусом" от Голливудской ассоциации инопрессы. Однако то ли опальный комдив Котов в исполнении Никиты Михалкова оказался убедительнее Стефано Дионизи в роли певца с высоким голосом, то ли драма о событиях в СССР середины 1930-х годов показалась острее чувственных перипетий в богемной среде XVIII века, но "Оскар" отправился в Москву. "То, что любим и ценим мы, наши вкусы в какой-то степени присущи и американцам", — размышляет о решении американских киноакадемиков киновед Валерий Фомин:
"Это подтверждается и старыми награждениями "Оскара", начиная с первого нашего документального фильма "Разгром немцев под Москвой". Дело, наверное, в системе базовых ценностей: это реализм, классическая сюжетность, и еще то, что всегда привлекало не только американцев, но и другие народы: глубокий психологизм как "метка" русской культуры, которая у Михалкова очень ярко выражена".
То же мнение и у кинокритика Дмитрия Куповых. Среди достоинств фильма "Утомленные солнцем" он отмечает его соответствие духу чеховской психологической драмы. И уже одно это обстоятельство вызывает к картине настоящий художественный интерес. Поначалу – бытовые разговоры в дачной обстановке знойного летнего дня. Затем в неторопливых беседах все яснее слышны опасные подтексты, и, наконец, наружу вырывается острый конфликт. Как лучшие картины Никиты Михалкова, "Утомленные солнцем"-это очень эмоциональное кино, которое не может не захватить. Но едва ли не самое важное то, что этот фильм встал в ряд ярких и мощных высказываний российского кинематографа на тему сталинских репрессий, что, конечно, добавило к нему интереса со стороны зарубежных зрителей. Вот аргументы кинокритика Дмитрия Куповых:
"Что касается "Оскара", то в начале 90-х годов интерес к российскому кинематографу и, в принципе, к России со стороны Запада был очень велик, потому что Россия перестраивалась на западные рельсы, и Западу было интересно наблюдать, как это происходит. Америке было интересно посмотреть, как мы отказываемся от своего советского прошлого и, в частности, от сталинских времен. Фильм затрагивает, конечно же, эту проблему. В этом смысле он, с одной стороны, попадал в современный для своей эпохи тренд, а, с другой стороны, являлся произведением высокого художественного уровня. На основе этих двух позиций он и был оценен".
В отличие от единодушных американских киноакадемиков, российская критика 90-х годов встретила фильм "Утомленные солнцем" неоднозначно. Одни отмечали в нем фирменный михалковский стиль и говорили как о работе режиссера, находящегося в своей лучшей форме. Другие говорили, что картина Михалкова – "брежневское кино со знаком качества". Третьи прямо уличали автора в конъюнктуре и ругали за старомодность киноязыка. Но, вероятно, так и должно быть, когда речь идет о глубоком и неординарном произведении, которое никого не оставляет равнодушным: ни простого российского зрителя, ни уважаемого американского киноакадемика.