Автор Ольга Соломатина
Овладеть Сталинградом было очень важно для Гитлера по целому ряду причин. Это — крупный индустриальный город на берегу Волги. В случае его захвата, немецкие войска могли перерезать жизненно важные коммуникации. Это также позволило бы прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением Красной армии. Кроме того, Сталинград носил имя верховного главнокомандующего – главного врага Гитлера, и захват города мог стать выигрышным идеологическим ходом. Как говорят историки, Сталинград выстоял благодаря тому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины. Но когда гитлеровские стратеги только планировали эту операцию, Сталинград был одной из второстепенных целей, говорит специалист Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров:
"В ходе обороны Сталинграда советское командование своими действиями вынудило Гитлера перенацелить основные силы на Сталинград. И он стал главной точкой, вокруг которой решалась судьба войны, потому что если бы немцам удалось выиграть эту летнюю кампанию 1942 года, то под вопрос ставилось не просто продолжение борьбы с СССР, а само выживание страны, потому что в планы нацистов входило "обезлюживание" всей захваченной территории".
В начале обороны Сталинграда Красная армия ощущала острый недостаток в истребительной авиации, противотанковой и зенитной артиллерии. Во многих дивизиях не хватало боеприпасов. Соотношение сил было в пользу противника. Кроме того, стратегическая инициатива пока была в руках немецкого командования: оно выбирало направления ударов, и советское руководство, порой, принимало запоздалые решения. Плюс ко всему эти решения были довольно жесткими: к примеру, знаменитый приказ № 227, как его называли — "Ни шагу назад!", с которым 28 июля 1942 года Сталин обратился к Красной армии, рассказывает военный историк, кандидат исторических наук Алексей Исаев:
"Руководство страны очень прямо и однозначно обратилось к своим гражданам с указанием на сложность обстановки, признаваясь, что дальше отступать нельзя, что ресурсы исчерпаны: и людские за счет оккупации значительной части страны, и материальные. Дальнейшее отступление могло привести к катастрофическим последствиям. Поэтому принимались жесткие меры для пресечения несанкционированного отхода. Но в целом, это был процесс остановки и возвращения в строй тех, кто по тем или иным причинам оторвался от своих частей. Подавляющее большинство тех, кого касался этот приказ, благополучно вернулись в строй, никто их не расстреливал".
Первое крушение немецких планов произошло во время обороны Воронежа, который вермахту не удалось захватить полностью, линия фронта установилась по реке, немцы не смогли переправиться на другой берег. Непрерывные удары советских войск с севера заставляли постоянно усиливать группировку, которая наступала на Сталинград, ослабляя при этом другие участки фронта, в том числе, под Воронежем и на Северном Кавказе. В итоге самое сильное объединение немецких войск под Сталинградом стало весьма уязвимым с флангов. Этим и воспользовался советский Генштаб, организовав контрнаступление по всем канонам военного искусства, и взяв фашистские войска в "котел". Было разгромлено порядка 60 фашистских дивизий, в которые входили итальянские, румынские и другие войска союзников Гитлера. Начался кризис профашистских режимов в Венгрии, Словакии, Италии и Румынии. Эта победа, изменила не только характер действий немецких войск на Кавказе, в районе Ржева, но и весь ход Второй мировой войны. Для нацистской Германии это поражение стало началом ее бесславного конца.