Автор Ольга Соломатина
Гитлеровские стратеги планировали мощными ударами окружить основные силы войск Красной армии, которые прикрывали Москву, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы. По главным направлениям немецкие войска имели численное превосходство, никогда еще не использовалось столько танковых сил. Немцам удалось окружить советские войска, рассказывает военный историк, кандидат исторических наук Алексей Исаев:
"Оборонительный период: первые его события наиболее драматичные — это Вяземский и Брянский котлы, когда советские войска попали в несколько окружений, было потеряно около 600 тысяч человек. По сути, дорога на Москву была открыта. На Можайскую линию обороны были выдвинуты курсанты, резервные соединения, в частности, знаменитая дивизия Панфилова. Вот эти бои позволили удержать противника и не взять Москву с ходу".
Тогда и прозвучала знаменитая фраза политрука 316-й дивизии Василия Клочкова: "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!". Отступать, действительно, было некуда, говорит военный историк, член совета Международной военно-исторической ассоциации Вольфганг Акунов:
"Бойцы 316-й стрелковой дивизии под командованием военного комиссара Киргизской Советской Социалистической Республики генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова: 16 ноября бойцы 4-й роты в 7 км от Волоколамска в районе разъезда Дубосеково сразились с наступающими немецкими войсками и вели бой в течение 4 часов. Им удалось остановить продвижение противника и уничтожить 16 немецких танков, всего прорывалось более 30-ти".
В октябре уже были захвачены Орел, Калуга, Калинин, Волоколамск, Можайск. В то же время москвичи превратили столицу и область в неприступную крепость. К 12-ти сформированным ранее дивизиям народного ополчения добавились еще четыре. В середине октября ожесточенные бои шли уже на подступах к Москве. Но с эвакуацией откладывали до последнего, продолжает историк Алексей Исаев:
"Она было объявлена только 16 октября 1941 года, предприятия стали эвакуировать. Москва имела большое значение как промышленный город, поставлявший вооружения для армии, поэтому эвакуация, начавшаяся в последний момент — оправданное решение. Рискуя собственной жизнью, люди работали, чтобы бойцы на фронте имели достойное вооружение".
Следующий переломный момент — отражение ноябрьского наступления немцев. Вражеские войска подошли к Химкам, но никаких шансов взять Москву уже не было. Началось контрнаступление советских войск, разгромивших ударные группы армий неприятеля, столица осталась непобежденной, рассказывает Алексей Исаев:
"Дивизии и бригады формировались по всей стране. Иногда с подачи западной литературы нам говорят, что пришли сибиряки, и они победили. На самом деле для немцев сибиряки — это любой человек в нормальной зимней одежде. Спасала столицу вся страна: и дивизии с Урала, и из Башкирии, из Московского военного округа. Контрнаступление было результатом действий всей страны".
"Когда у стен твоих гремят мечи,
Мы все в такую пору москвичи,
Мы все – твои бойцы-богатыри,
Все наши силы, Родина, бери!"
Так написал в то время киргизский поэт Кубанычбек Маликов. И под этими строками может подписаться каждый участник битвы за Москву. Такие решающие победы легли в основу не только Великой Победы, но и настоящей дружбы народов, которая была проверена в бою. Именно под Москвой Гитлер потерпел первое крупное поражение во Второй мировой войне. Это доказало всему миру, что непобедимость фашистов – миф.