Автор Ольга Бугрова
93 млн зрителей за неполный год проката и премия "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Массовая любовь с первого взгляда в 1981 году обрушилась на режиссера Владимира Меньшова, который снял лишь вторую полнометражную ленту. Это была мелодрама "Москва слезам не верит". Подобный успех картины, в том числе в зарубежном прокате и, прежде всего в США, был непредсказуем, но вполне объясним, считает кинокритик Валерий Кичин:
"Вся Америка в те годы увлекалась историями про современных Золушек — в разных вариантах эта сказка кочевала из фильма в фильм. И вдруг из Советского Союза приходит очень близкая американскому сердцу история про простую заводскую работницу, которая вырастает в директора фабрики. Конечно, у них оставались вопросы, почему у директора фабрики всего лишь двухкомнатная квартира, тем не менее, это была очень близкая история Америке, где рабочий-автомеханик стал Фордом, одним из богатейших людей планеты".
Кстати, в Советском Союзе всенародную любовь к фильму Меньшова не разделяла значительная часть его коллег и критиков. Они приняли "Москву…" холодно, если не сказать в штыки. И искренне недоумевали, когда, по их мнению, "скучная история про лимитчиц" получила "Оскара": за что?!.. Меньшова успокаивал исполнитель главной мужской роли в картине Алексей Баталов:
"Я ему много раз говорил: "Володя, ты не обращай внимания, терпи, это просто потому, что картина имеет успех!.." Но очень завидовали кинематографисты, очень, и говорили, что это нечестно завоеванная премия".
Успех в мировом масштабе особенно впечатлял на фоне соперников Владимира Меньшова по оскаровской номинации. Никому неведомый русский режиссер победил таких именитых претендентов, как Акира Куросава и Франсуа Трюффо. Киноакадемики США предпочли артхаусным картинам фильм, обреченный на массовый успех. По мнению кинокритика Леонида Павлючика, "Москва слезам не верит" соответствовала главному критерию премии "Оскар":
"Фильм должен рассказывать не о глобальных процессах. Это должна быть некая сага о жизни простых людей, через судьбы которых просвечивает эпоха. В этом смысле картина идеально попадала в эту коллизию, потому что рассказывала о судьбах трех простых девушек на протяжении длительного времени. И через судьбы девушек проступала жизнь Советского Союза на протяжении нескольких десятилетий".
Однако Леонид Павлючик считает, что у оскаровского жюри могли быть и дополнительные мотивы выделить советский фильм:
"Тогда были напряженные отношения между Америкой и Советским Союзом, а кинематографистам свойственная некая фронда. Они часто принимают решения вопреки официальной политике, которую исповедуют их страны. И вот в эпоху напряжения между сверхдержавами американцы решили поддержать светлую, теплую, человечную историю, которую рассказал Владимир Меньшов".
Как бы то ни было, но вот уже 35 лет крылатыми фразами из фильма "Москва слезам не верит" его поклонники обмениваются, как паролями: "Какие люди, и без охраны!", "У меня на осетрину аллергия", "А что, вообще, в мире делается?— Стабильности нет"…