Автор Мария Балябина
150 тысяч снарядов, 15 тысяч бомб, 900 дней блокады — фашисты рассчитывали стереть Ленинград с лица земли и уничтожить всех его жителей. Но мужественные защитники отстояли город. Далеко не все их имена известны, но "Никто не забыт, и ничто не забыто". Эти слова начертаны на мемориале на Пискаревском кладбище – самом большом кладбище жертв Второй мировой войны.
Сам Ленинград – теперь уже Петербург – и его окрестности стали памятником той страшной войне, блокаде, мужеству защитников и жителей города. У тех, кто пережил те страшные 900 дней, с каждым домом, с каждой улицей, должно быть, связаны горькие воспоминания. На стенах некоторых зданий остались следы взрывов, где-то – предупреждения об опасности.
Метроном звучит в Петербурге и сейчас – в дни памяти. Скорбные церемонии проходят на Невском проспекте у знака "Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле", и на Пискаревском кладбище – самом большом кладбище жертв Второй мировой войны. Захоронения там появились еще в 40-х. А мемориальный комплекс по проекту архитекторов А.В. Васильева и Е.А. Левинсона открыли 9 мая 1960 года. В братских могилах покоятся 420 тысяч жителей Ленинграда.
На верхней террасе мемориала горит вечный огонь в память обо всех жертвах блокады и защитниках города. Оттуда 300-метровая аллея ведет к монументу "Мать-Родина". Вокруг нее – стена, в центре которой – эпитафия, написанная поэтом Ольгой Берггольц. Она рассказала Ленинградскому радио о том, как к ней пришли эти строки, когда она впервые увидела мемориал: "Почти в километр, грядой холмов, где скупо было высечено: 41-й, 42-й. Серпом и молотом на этих бетонных врезках были отмечены гражданские, звездочкой – военные. И как-то сами пришли строки:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель Революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто".
Пискаревское кладбище, конечно, не могло стать единственным погостом для всех погибших в те годы. Вечный огонь горит под эпитафиями на Серафимовском кладбище, слова благодарности доблестным защитникам начертаны на мемориальных кладбищах на острове Декабристов, в Колпине, в поселке Корчмино.
"Из поисковых инструментов у нас были лопаты обычные, и даже щупов, как таковых, не было. Просто сверху собирали кости солдат и хоронили. Так мы похоронили 1700 человек. Сейчас там более 10 тысяч человек похоронено".
За время блокады только в самом городе погибли больше миллиона человек. О том, сколько защитников Ленинграда пали на поле боя, точно неизвестно. Но об их подвиге знают все.