Автор Михаил Шейнкман
Североатлантический альянс теперь совершенно точно откроет в Грузии тренировочный центр. Заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу назвал этот вопрос решенным. "Это будет демонстрацией нашего отношения к вашей стране", — подчеркнул он в интервью местному телевидению. И не солгал. Разве что, надо было уточнить: "нашего пренебрежительного отношения".
Ведь страну-то, по сути, так и не спросили. Брюсселю хватило рвения грузинских властей. Лишенные миссии в Афганистане, они искали возможности доказать Западу свою лояльность. Навязывали своих солдат для продолжения борьбы с талибами. Предлагали их для экспедиций в ЦАР и Мали. Но в НАТО справедливо подумали: зачем далеко ходить, если Грузию можно использовать в ее же границах?
Когда в итоговом документе сентябрьского саммита альянса в Уэльсе впервые появилось упоминание о тренировочном полигоне, Тбилиси ничего не оставалось, как обрадоваться. Грузия ждала план действий по членству – "дорожную карту" по вступлению в НАТО. А ей дали карту со вступлением НАТО в Грузию. Пока без привязки к конкретной местности. Западные эмиссары в эти дни определяют, на каких именно холмах Грузии должна лежать ночная мгла. Точные координаты не раскроют.
Местные ястребы уже распушили перья. Они и мечтать не могли даже и об этом подобии военной базы альянса. Почти как у настоящей натовской страны, как у какой-нибудь Прибалтики. Не важно, что называться она будет "учебным лагерем". Никто же не проверит, кто, с чем и под какие задачи сюда прибывает. Американское присутствие в аэропорту Манас в Бишкеке тоже вполне по-граждански именовалось "Центром транзитных перевозок", но с разведаппаратурой, позволяющей держать под контролем чуть ли не все небо Центральной Азии. Вашингтон, кстати, от мысли и на Кавказе разместить элементы своей ПРО тоже еще не отказался. Но сейчас, впрочем, речь идет исключительно о земных радостях.
Заявку на обучение здесь военных из стран-партнеров НАТО искусству убивать тоже можно трактовать достаточно широко. И сирийские боевики при желании станут если и не страной, то стороной-партнером. США отрядили сотни инструкторов для их натаскивания в спецприемниках. Грузинский центр может стать одним из них. Ко всему прочему, здесь их можно проверить и в реальных полевых условиях. Предположим, на границе с Южной Осетией. Или отправить потренировать зверство на Украину. Тбилиси, правда, следует помнить, что плох тот умеренный сирийский боевик, который не мечтает встать в "Исламское государство". И, как показывают последние теракты, для этого ему совсем не обязательно возвращаться в Сирию.
Продолжит тему директор грузинского Института стратегии управления Петр Мамрадзе.
— Грузия, в принципе, могла отказаться от этого тренировочного центра или ее суверенитета для этого уже недостаточно?
— Конечно, и отказаться можно было бы, и можно было бы отложить до лучших времен. Но такой политической воли у высшего руководства нет. Что касается этого тренировочного центра, то представители НАТО говорили, что это будет исключительно грузинский тренировочный центр. То есть, никакого натовского центра не будет.
— Но, как теперь известно, этот центр не будет сугубо грузинским – он будет совместным и для обучения военных из стран-партнеров НАТО. Что, собственно, Грузия получит от этого лагеря? И компенсирует ли это не только репутационные, но и реальные риски? Ведь страну, по сути, превращают в полигон.
— Никогда подобные заявления делом не оборачивались. Риторика есть. Риторика наносит безопасности Грузии вред, а реального дела, такого, которое защитило бы Грузию от каких-то рисков, не бывает. Я уверен в том, что никакого реального сильного тренировочного центра, который какой-то вклад внесет в безопасность Грузии, на данном этапе не будет и быть не может. Однако будет постоянная риторика типа того, что сейчас замгенсека НАТО Вершбоу сказал, что Грузия уже готова к тому, чтобы стать членом НАТО. И, казалось бы, Грузии, грузинскому руководству надо быть в высшей степени осторожными именно сейчас. К сожалению, этого не происходит.
У "Грузинской мечты" все как-то не ладится с управлением. Ко всем своим проблемам она получила еще и убийство известного борца с режимом Саакашвили Юрия Вазагашвили. Его взорвали прямо на могиле сына, заложив бомбу в вазу для цветов. Версии и слухи привели к отставке министра внутренних дел. Но общественности этого уже недостаточно.
Коалиция теряет рейтинг и качество. Чтобы не упустить еще и Саакашвили, сколотившего в помощь киевским карателям "грузинский легион", она пытается соперничать с ним на его поле. И дело не только в учебном центре НАТО, который, по замыслу, должен прибавить власти западных бонусов. Премьер Гарибашвили после похорон боевика, вернувшегося из Донбасса в цинковом гробу, заявил, что тот "погиб в бою с нашим главным врагом". Это значит, что Саакашвили он таковым уже не считает.