Автор Михаил Шейнкман
Президента Латвии Андриса Берзиньша 9 Мая в Москве не будет. Его официальный сайт сообщил, что он "не считает это возможным из-за обострения ситуации на юго-востоке Украины". Несмотря на то, что иные варианты практически не просматривались, Берзиньш, в отличие от соседей по Прибалтике, сумел со своим ответом на приглашение Кремля создать какую-никакую интригу. Ильвес с Грибаускайте – те отказались сразу, идейно и по-хамски. Им что с Украиной, что без — все одно, не их торжество. Это же парад победителей, а не проигравших. Берзиньш в этом отношении оказался более воспитанным, но не менее предсказуемым.
Изначально трудно было представить, чтобы он нарушил прибалтийскую корпоративность. 9 Мая в Москве надо радоваться и гордиться. А им по статусу положено дрожать от страха. Хотя попытку напустить видимость глубоких размышлений ему засчитать можно. Неделю назад сказал даже, что о своем решении знал всю жизнь, породив осторожные надежды на благоразумие и порядочность. Не мог же он всю жизнь знать, что не поедет из-за Украины, если значительную часть этой жизни был с ней в одной стране.
Но сам же и перевел эти надежды в разряд призрачных. Сразу дал понять, что проконсультируется со "старшими товарищами". "Потому что я в этой игре не один". С кем он там и во что играет, не пояснил. Но лгал сам себе, если действительно думал, что ему разрешат любоваться Парадом победителей в тот момент, когда и он должен не меньше прочих желать им поражения.
Берзиньш, конечно, прекрасно понимал, что второй Олимпиады ему уже не простят. Ему и Сочи до сих пор припоминают. Но желание слыть все-таки порядочным человеком заставляло его юлить, хитрить и выбирать момент с отказом. Выбрал. Как раз в День памяти жертв Холокоста. И именно после слов Владимира Путина о национал-коллаборационистах, что вполне справлялись с евреями своими силами и без фашистов, а сейчас оскорблением наших победных традиций пытаются прикрыть свой позор и свои преступления. Латвия, кстати, в прямом смысле. Пользуясь служебным положением председателя ЕС, она запретила фотовыставку об узниках лагеря смерти Саласпилс. Простодушно, явкой с повинной, призналась, что "испугалась за свой международный имидж". Надо полагать, очередной ежегодный марш легионеров СС 16 марта ему уже не повредит. Все одно клейма ставить негде.
Тему продолжит из Риги правозащитник Александр Гапоненко.
— Берзиньш долго томил, но от Парада Победы все-таки отказался. А разве можно было от главы государства, которое запрещает фотовыставку об узниках Саласпилса и проводит марши СС, ожидать иного решения?
— Андрис Берзиньш – это лучшее, что есть в Латвии. Все остальные руководители государства настроены и русофобски, и антироссийски. Но даже он сначала пообещал, а потом отказался приехать на празднование 9 мая. Это связано с тем, что на него оказали колоссальное давление латышские радикалы. Берзиньш сам по себе человек достаточно слабый, но, видимо, порядочный человек. В данном случае давление было такое, что он был вынужден отказаться. Людей с нормальными демократическими убеждениями в руководстве Латвии, к сожалению, нет.
— Складывается ощущение, что Латвия, наконец, почувствовала, что ей совсем не обязательно сдерживать русофобию. На русском запрещают уже не только говорить, но и думать. Увольняют, например, из армии за "неправильные" мысли о ситуации на Украине. Дальше что? Тюрьма, депортация?
— Мы уже испытываем постоянное давление со стороны полиции безопасности. У активистов русского движения проводят совершенно необоснованные обыски, заводят против них уголовные дела за публикацию в Фейсбуке своего мнения о том, что происходит. Солдата, который позволил себе выказать положительное отношение к России, уволили из армии. Вот такая волна русофобии действительно захлестнула Латвию, и жить здесь становится очень тяжело.
Красная площадь в День Победы – это то самое свято место, которое пусто не будет. Но потому и бегут от него прибалтийские лидеры, как черт от ладана. В Польшу. На 70-летие там все их будут. Варшаве после Освенцима настолько понравилась роль распорядителя на исторических датах, что 8 мая – в Европе этот день считают победным – она созывает всех лидеров в свой Гданьск. Видимо, на очередной слет лицемеров. И пусть не кажется странным, что в город, с которого, собственно, и началась самая кровавая война. Просто польским властям нравится быть принимающей стороной. Похоже, еще с того, 39-го года. В мае они своей компашкой попытаются создать альтернативу Дню Победы. Хотя альтернативой победе может быть только поражение.