Автор Павел Иванов
20 января 2001 года 43-м президентом США официально стал Джордж Буш-младший – один из представителей семьи, сыгравшей и продолжающей играть заметную роль в жизни Соединенных Штатов Америки. Впрочем, не только этой страны, которой давно тесно в собственных границах, но и других уголков мира. Исключительно конструктивной эту роль не назовешь, так же как и в целом период президентства Буша-младшего. На это время приходится самые громкие теракты в истории современного человечества, начало новых войн США за глобальную гегемонию и экономические потрясения, с которыми столкнулась Америка.
В 2000 году Буш-младший, который к тому времени успел поучиться, побыть военным, губернатором Техаса и даже, как утверждают злые языки, заправским любителем регулярной выпивки, победил на президентских выборах действовавшего вице-президента Альберта Гора. Те же злые языки утверждают, что в этой победе не все было чисто.
Буквально через несколько месяцев после инаугурации нового, весьма эксцентричного президента, Америку сотрясает серия крупных терактов, в ответ на которые Буш объявляет глобальную "войну против терроризма". На деле она обернулась борьбой за глобальную гегемонию. Сначала США вторглись в Афганистан, а в 2003 году — в Ирак. Предлогом для начала войны стало заявление Буша о мнимом, как показала история, наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения и его связях с "Аль-Каидой". Многие страны сочли доказательства, представленные США, неубедительными и отказались выступить на стороне Америки. Однако иракский ящик Пандоры на долгие годы был раскрыт.
"Буш в значительной степени базировался на экономических успехах администрации Клинтона и на ее внешнеполитических актах. При Клинтоне США активно ввязались в ряд конфликтов на Ближнем Востоке, продолжая свою традиционную политику в Латинской Америке и на Балканах. Балканский кризис был целиком инициативой администрации Клинтона. Поэтому Буш выступал преемником Клинтона. Но появились новые акценты. Главный ключ, который определял политику Буша – это теракты 11 сентября 2001 года, которые в корне изменили многие подходы".
После терактов Вашингтон переключился на новые угрозы – со стороны радикальных исламистов, временно отодвинув на второй план своего главного стратегического соперника – Россию. Однако затем все вернулось на круги своя. В 2007 году Буш заявил о себе как об активном стороннике размещения элементов ПРО США в Европе, а также выступил за скорейшее вступление Грузии и Украины в НАТО. Это Москве не могло понравиться по определению. В августе 2008 года Буш поддержал Грузию во время российско-грузинского конфликта, а через месяц на сессии Генассамблеи ООН обвинил Москву в нарушении Устава ООН. Вот что об этом политике вспоминает американист, журналист Михаил Таратута:
"43-й президент США был самой яркой фигурой на американском политическом небосклоне последних десятилетий. В нашей стране его воспринимали несколько неверно. Чаще всего, благодаря тем оговоркам, которые он делал ежедневно, путая названия стран и говоря жуткие нелепицы. На самом деле он имел неплохое образование. Что касается его политической деятельности, он показал себя неплохим губернатором Техаса".
В качестве президента Буш провел ряд реформ в области здравоохранения, образования и социального обеспечения, серьезно сократил налоги. Но, несмотря на эти позитивные процессы, в 2007 году США вступили в крупнейшую со времен Второй мировой войны рецессию. Это вынудило власть вмешиваться в экономику и административными методами стимулировать ее рост. Буш подвергся жесткой критике за неумелое управление в кризисной ситуации, вызванной ураганом Катрина.
Наряду с его сомнительными внешнеполитическими инициативами, в памяти американцев и жителей других стран Буш остался в несколько комическом качестве: мишенью для одного из журналистов, который кинул в него ботинок на пресс-конференции в Багдаде, а также как автор так называемых "бушизмов". К примеру, однажды в разговоре с президентом Бразилии он удивленно спросил: "А у вас тоже есть негры?". Через некоторое время Буш-младший самонадеянно изрек: "Бог говорит через меня". А в какой-то момент сразил американцев фразой: "Мы должны уяснить, что бедные люди — не обязательно убийцы". Что называется, ни прибавить, ни убавить.