Автор Диана Горшечникова
Освобождение нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим) – символ трагедии Холокоста. Для одних мемориальная церемония 27 января в Польше станет важным и памятным событием, для других уже сейчас это политизированное представление. Судя по всему, у Польши есть "список избранных приглашенных" на 70-ю годовщину освобождения Аушвиц-Биркенау, и Россия в него, очевидно, не входит. Владимир Путин так и не получил от страны-организатора требуемого по протоколу документа и решил в этой встрече не участвовать.
В Аушвиц-Биркенау фашисты уничтожили в газовых камерах и сожгли в крематориях свыше 1 млн евреев, а также представителей польской интеллигенции и советских военнопленных. По разным данным, в лагере погибли от 1,5 млн до 2 млн человек. И именно советские войска освободили несколько тысяч заключенных, которых фашисты не успели убить.
Обойтись на мемориальной церемонии без президента России, страны, внесшей основной вклад в разгром Третьего Рейха, — это нонсенс и, по меньшей мере, неуважение к памяти, считают историки и эксперты. Но Евросоюз по этому поводу явно не переживает. Да и о чем можно говорить, когда МИД Германии считает "выражением свободы" высказывания премьера Украины Арсения Яценюка. По его словам, он "хорошо помнит советское вторжение, как в Украину, так и в том числе – в Германию". Догадок на счет такого заявления много. Среди них — особые знания истории украинского премьера и потеря здравого смысла. Худшее – возрождение антисемитизма, ксенофобии и нетерпимости, то есть того, что сам Евросоюз осуждал и с чем рьяно призывал бороться. Вот она, очередная европейская демонстрация демократических ценностей.
Между тем, участие в мероприятиях, посвященных 70-й годовщине освобождения Красной Армией концлагеря Аушвиц-Биркенау, уже подтвердили делегации из нескольких десятков стран, среди них Австрия, Франция, Германия и Хорватия. Россию же будет представлять посол страны в Польше Сергей Андреев.
Конечно, ни для кого не является секретом позиция Польши по отношению к России. Но, в конце концов, это же демократическая страна, и она имеет право на желание ввести очередной пакет санкций против Москвы. Однако проявлением чего является планомерная кампания по подрыву международного согласия об уникальности Холокоста, а вместе с тем и роли России во Второй мировой войне? Не иначе как идеологической войной, уверены некоторые историки.