Автор Михаил Шейнкман
Так много денег на оборону Япония еще никогда не выделяла. Собственно, так много на оборону и не надо. Столько тратят на войну. И вроде бы стране ничего не угрожает настолько, чтобы браться за оружие. По крайней мере, соседство Китая и Северной Кореи, как бы их ни демонизировали, и сейчас немногим опасней, чем прежде. Но! Беспрецедентный исторический максимум — около 42 млрд долларов — на 2% больше, чем в прошлом году. Хотя и прежний военный бюджет считался запредельным.
Впрочем, с приходом к власти в 2012 году правительства Синдзо Абэ у них, что ни год, то рекорд. По мнению либерал-демократов, в условиях обострения территориальных споров между Китаем и соседними с ним странами, в том числе, Брунеем, Малайзией, Филиппинами и Вьетнамом, а также непредсказуемости поведения Северной Кореи, оборонная доктрина Японии должна быть более целенаправленной. Или, точнее, прицельной.
В прошлом июле произошло самое масштабное изменение военной политики за последние десятилетия. Откровенно потянуло милитаризмом. Кабинет, по сути, отменил девятую статью конституции, согласно которой "японский народ на вечные времена отказывается от войны, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Новая редакция этой части основного закона позволяет стране сражаться. Новый бюджет подсказывает, чем.
Япония на эти миллиарды собирается укрепить береговую линию спорных островов и закупить боевую технику. В числе прочего: десантные автомобили-амфибии, истребители-бомбардировщики F-35, патрульные самолеты, впервые — беспилотники. Предусматривается также создание военной базы на Йонагуни, недалеко от конфликтных с Китаем островов Сенкаку-Дяоюйдао.
Свежеиспеченный министр обороны Ген Накатани, кстати, впервые за долгие годы в этом ведомстве кадровый генерал, объясняет рекордные суммы "ситуацией вокруг Японии". Это, дескать, ее изменение диктует смету военных расходов. Хотя вряд ли только оно.
В 1947 году Страна восходящего солнца зареклась не то, что воевать, но даже иметь собственную армию. Причем, американцам тогда даже не пришлось убеждать Токио принять пацифистскую конституцию. Достаточно было сбросить два увесистых "аргумента" на Хиросиму и Нагасаки, чтобы навсегда отбить у Японии желание спорить с ними. Не сделала она этого и сейчас.
Мало кто сомневается в том, что нынешний отказ от миролюбия тоже наговаривался Вашингтоном. Очевидное ослабление позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и откровенный испуг перед наращиванием китайской мощи побудили Штаты связать Японию с собой, если еще и не кровью, то уже готовностью ее пролить. Не случайно же правительство, в первую очередь, разрешило вести военные действия за границей. Так что, вполне понятно, почему США решили возродить на островах "дух самурая". Есть подозрения, что хватить его может лишь на политическое харакири.
Тему продолжит руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
– На Ваш взгляд, зачем Японии понадобился самый большой в ее послевоенной истории военный бюджет? Ей, на самом деле, кто-то настолько угрожает?
– Япония считает, что угрожает. Угрожает не кто иной, как Китай. Япония очень обеспокоена ростом военной мощи Китая, его активизации военно-морской и военно-воздушной деятельности. Фокусом японской обеспокоенности являются спорные острова Сенкаку, по-китайски Дяоюйдао. Отношения обостряются. И вот этот бюджет, как не скрывают японские комментаторы, как раз и принят, в основном, чтобы сдерживать военную мощь Китая и его активность. Вот этот бюджет отражает переформатирования структуры японских вооруженных сил.
– Обновленная военная доктрина подразумевает не только оборону, но и участие в сражениях вне Японии. Это-то зачем Токио нужно?
– Это все, конечно, вызывает определенную обеспокоенность. Но тем самым Абэ заявляет о том, что Япония действительно идет по пути создания армии, которая сможет участвовать в таких широких действиях где-то далеко от границ Японии. Россию может обеспокоить тот факт, что Япония будет принимать участие в усилении американской глобальной системы противоракетной обороны.
Токио собирается "наращивать мускулы". Пока, правда, не совсем понятно, кому. У него нет армии, только силы самообороны. При этом население выступает категорически против любых военных действий. Граждане проводят многочисленные акции протеста. Эксперты считают, что новая военная доктрина должна продемонстрировать готовность правительства активнее отстаивать свои интересы в регионе. Но, видимо, для начала ему надо будет отстоять их в собственной стране.
21 апреля 2015 года редакция Радио Sputnik получила отклик на вышеизложенную статью из Посольства Японии в России. Публикуем полный текст письма за подписью пресс-секретаря посольства Японии в России господина Котаро Оцуки.
О политике Японии в сфере обеспечения безопасности: Япония – страна миролюбия
Прежде всего, хотел бы выразить благодарность за предоставление возможности написать статью на ленте "РИА Новости". В качестве представителя Посольства Японии в России хотел бы подчеркнуть, что все японские дипломаты прилагают усилия, чтобы поддерживать долгосрочные дружественные отношения между Японией и Российской Федерацией.
Итак, позвольте мне перейти к главной теме – статье "Банзай! Япония приняла рекордный военный бюджет", посвященной политике Японии в сфере обеспечения национальной безопасности. Данная статья, к сожалению, в значительной степени лишена сбалансированности и содержит множество фактических ошибок.
Во-первых, в статье утверждается, что оборонный бюджет Японии достиг "исторического максимума", однако на самом деле, несмотря на усложнение ситуации с обеспечением безопасности, Япония на протяжении десяти лет, включая период первого кабинета Абэ (2006 – 2007), сокращала расходы на оборону. Действительно, бюджет 2015 года по сравнению с прошлым годом вырос на 0,8% и составил 4 миллиарда 882 миллиона сто тысяч йен. Однако при этом он всего лишь вернулся на уровень 2005 года, а по сравнению с бюджетом 2002 года (4 миллиарда 939 миллиона двести тысяч йен) он меньше на 2,4%. Таким образом, данное утверждение является ошибочным.
Также неверным является утверждение о том, что "кабинет, по сути, отменил девятую статью конституции". В Конституцию не вносились поправки, также неизменной остается практиковавшаяся до сих пор основополагающая трактовка положений Конституции. Возможности предпринять те или иные меры у Японии ограничены по сравнению с мерами, применение которых признается за другими странами международным правом.
Кроме того, в статье утверждается, что "вроде бы стране ничего не угрожает настолько, чтобы браться за оружие", а руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН, доктор Валерий Олегович Кистанов утверждает, что "этот бюджет… как раз и принят в основном, чтобы сдерживать военную мощь Китая и его активность", однако политика Японии в сфере обеспечения национальной безопасности изначально не предусматривает укрепление системы обороны на основе концепции военного противостояния с той или иной страной, включая Китай, которая бы рассматривалась как потенциальный противник и угроза.
В ряду оборудования, которое закупает Япония, упоминается самолет F-35A. В статье он характеризуется как истребитель-бомбардировщик, однако самолет F-35A не обладает мощностями, которые обычно считаются необходимыми для бомбардировщика, в связи с чем Япония предполагает его использование исключительно в качестве истребителя. Поэтому можно сказать, что самолет F-35A носит защитный характер.
После окончания Второй мировой войны Япония последовательно идет по пути мирного государства. Япония твердо придерживается принципа исключительно оборонительной политики безопасности, не превращается в военную державу, представляющую угрозу для других стран, и строго следует основополагающему курсу на соблюдение трех безъядерных принципов. Кроме того, Япония обеспечивает свою безопасность, а также мир и безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе путем расширения сотрудничества с другими странами. Япония твердо намерена продолжать подобную деятельность в качестве мирного государства, которая заслужила высокую оценку со стороны международного сообщества, а также намерена в будущем вносить еще более активный вклад в обеспечение мира и стабильности в регионе и международном сообществе в целом.
Нам известно, что такая позиция Японии заслужила высокую оценку и в России, поэтому выражение "отказ от миролюбия" совершенно не соответствует действительности.
В статье также упоминается возможная обеспокоенность России участием Японии в системе противоракетной обороны. Хочу подчеркнуть, что система ПРО Японии является исключительно оборонительным средством противодействия угрозе поражения баллистическими ракетами, и спроектирована таким образом, чтобы противодействовать баллистическим ракетам дальностью от 1000 до 1300 км. Таким образом, она не нарушает стратегический баланс в регионе и не может вызывать опасений у России.
Ситуация с обеспечением национальной безопасности постоянно меняется. Япония ведет непрерывный диалог и осуществляет обмены с другими государствами региона с целью углубления взаимопонимания и доверия, и намерена и впредь продолжать проводить подобную политику.
В "Стратегии национальной безопасности", являющейся основополагающей для политики Японии в сфере обеспечения национальной безопасности, четко обозначен курс на укрепление дипломатических связей и сотрудничества в сфере безопасности с нашими партнерами в целях обеспечения мира и стабильности международного сообщества. В частности, стабильные японо-китайские отношения рассматриваются в этом документе как необходимый фактор обеспечения мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Одновременно с этим существует необходимость обеспечить возможность бесперебойного реагирования на всевозможные ситуации с целью охраны жизни и мирного существования японских граждан. Представляется, что подготовка к этому является для государства само собой разумеющимся делом.
Я надеюсь, что моя статья поможет благоразумным читателям лучше понять политику Японии в сфере обеспечения национальной безопасности.