Автор Михаил Шейнкман
Может быть, девять лет на президентском посту – еще не тот срок, чтобы считаться человеком — эпохой. Но Джорджо Наполитано их вполне хватило, чтобы превратить свою отставку в событие века. И не только 21-го.
В истории послевоенной Италии еще не было президента, избираемого дважды. Поэтому он, одиннадцатый по порядку, навсегда останется первым, кому это удалось. Не важно, что его второй срок с самого начала превратился в ожидание его досрочного финала. Главное – до него никого прежде не просили остаться. А Наполитано после его первых семи лет умоляли.
Тогда в апреле 2013 считалось, что только его согласие задержаться в Квиринальском дворце спасет страну от политического кризиса и раскола. Сам он при переизбрании признал, что смирился с ним исключительно из чувства ответственности. Но сразу предупредил: растягивать ее на весь президентский период не собирается. Все-таки на тот момент ему было почти 88. Собственно, он и пришел, когда многие уже уходят.
Пришел совсем не для того, чтобы быть "свадебным генералом". За время его президентства в стране сменились пять премьеров. В 2011 именно он фактически привел к отставке непотопляемого Сильвио Берлускони, что правые до сих пор считают превышением полномочий. При этом он неоднократно отказывался распустить парламент даже тогда, когда депутатам, казалось, уже деваться было некуда – только на выход с вещами.
Такие решения не проходят бесследно. В последнем новогоднем обращении Наполитано дал понять, что в свои 90 совсем не хочет выглядеть на все сто: "я принял решение уйти в связи с почтенным возрастом и постоянно растущими сложностями в исполнении конституционных обязанностей". Он увязывал свой уход с завершением полугодового председательства Италии в ЕС. 13 января итоговое выступление премьера Ренци в Европарламенте зафиксировало это завершение официально.
Все знали, что он уйдет. Но многие и сейчас сожалеют: "ох, рано, Наполитано". Его отставку элиты встречают той же неопределенностью, что и позапрошлой весной. Двух дополнительных лет Наполитано политическим группам так и не хватило, чтобы договориться о кандидатуре его сменщика. У них теперь остается 15 дней, в течение которых партии обязаны определиться. Как и тогда, одним из явных фаворитов считается экс-премьер Романо Проди. Но как и тогда, это еще совсем не значит, что он устраивает всех. По крайней мере, неугомонный Берлускони, чьи люди в парламенте занимают достаточно мест, чтобы вмешаться в любые расклады, уже пообещал особое мнение.
Вероятней всего, итальянским элитам предстоят чрезвычайно сложные дни и переговоры. И, видимо, совсем не просто ради красного словца Джорджо Наполитано на прощание пожелал стране "сохранять единство". Сделал это в стилистике Папы Римского. Он, конечно, не святой. И его вряд ли канонизируют. Хотя в его втором сроке и было что-то от самоотречения и добровольного заточения. О Квиринальском дворце он напоследок сказал, что "очень красиво, но это немного напоминало тюрьму". Если так, то в июне свои 90 он встретит, в хорошем смысле, на все сто — на свободе с чистой совестью.