Автор Ника Филимонова
14 января 1962 года начал работу один из крупнейших международных нефтепроводов — "Дружба". Более четырех тысяч километров трубопровода соединили СССР с Чехословакией, Венгрией, Польшей и ГДР. Маршрут нефтепровода берет свое начало от берегов Волги, и пролегает через большую часть Восточной Европы. Несмотря на то, что Советский Союз уже давно распался, нефтепровод продолжает работать до сих пор. Сейчас его протяженность составляет почти девять тысяч километров.
Решение о строительстве магистрального нефтепровода из СССР в страны Восточной Европы было принято 18 декабря 1958 года на десятой сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Причина была проста: к концу 1950-х годов страны социалистического блока испытывали острую нехватку энергоносителей. Все поставки нефти из Советского Союза осуществлялись только с помощью железнодорожного транспорта, что отнимало массу времени. Необходимо было создать новую магистральную сеть нефтепровода. Этот глобальный проект получил название "Дружба". Название системы себя полностью оправдывало, рассказывает президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин:
"Это была часть кооперации, которая в то время существовала. Советский Союз поставлял энергоносители, много других базовых продуктов. Это делалось до последнего времени по внутренним ценам, не привязанным к мировым, льготным образом. Это способствовало развитию экономики тех стран, а они помогали и в создании нефтепровода, и в разработке нефтяных месторождений. Газопровод очень мощный: у него два основных направления – северное и южное. Северное идет через Белоруссию, а южное – через Украину".
Все страны Восточной Европы были заинтересованы в эксплуатации нового мощного трубопровода. Поэтому каждое государство старалось внести свой вклад в строительство нефтяной ветки. ГДР поставляла все необходимое для насосных станций, Чехословакия изготовляла клапаны, а венгры занимались автоматикой. Советский Союз взял на себя основные работы по проектированию и строительству.
В 1962 году прошла первая поставка нефти в Чехословакию, годом позже в Венгрию, Польшу и ГДР. Полностью нефтепровод заработал уже в 1964 году. Со временем потребность в энергоносителях увеличилась и была проложена еще одна нефтяная магистраль. "Дружба-2" была введена в эксплуатацию в 1974 году. Объемы поставок возросли в несколько раз. На тот момент "Дружба" играла колоссальную роль для экономик стран советского блока, говорит президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль:
"Нефтепровод сыграл в свое время очень большую и серьезную роль. Он позволил обеспечить выход российской нефти в Восточную Европу. Он и сейчас работает, хотя его объемы сократились. Изначально его объем был рассчитан на 100 млн тонн в год. Сейчас по нему поставляется где-то 45-48 млн, потому что появились альтернативные трубопроводы. Но долгое время "Дружба" была единственным связующим звеном между советскими добывающими компаниями России и нефтеперерабатывающими заводами Европы".
После распада СССР и стран советского блока объемы поставок сократились, но трубопровод продолжает работать. Более того, даже обсуждаются возможности расширения "Дружбы". В будущих проектах: проложить трубопровод через Северное море и таким образом "разгрузить" балтийское направление. Не исключается и выход к Адриатике.