Автор Михаил Шейнкман
Швеция все-таки избежит досрочных парламентских выборов. Правительству меньшинства во главе с социал-демократами удалось найти общий язык с оппозиционным правоцентристским альянсом. Оказалось, что перспектива новой избирательной кампании и для утративших в сентябре власть консерваторов тоже не вариант. Тем паче, что разборки в Риксдаге резко обрушили рейтинги и тех, и других. А это значит, что реальным стал очередной электоральный рекорд праворадикальных "Шведских демократов". Собственно, именно они со своими претензиями на роль третьей силы и испугали респектабельных политиков из двух главных лагерей настолько, что те вынужденно бросились в объятия друг друга.
На самом деле, в Швеции уже давно никого так не боялись, как этих националистов. Если уж они на очередных выборах при беспрецедентном давлении сумели набрать небывалые 13%, уступив по количеству мандатов лишь нынешней и прежней властям, то можно представить, какой бы их ожидал взлет в условиях падения авторитета основных партий. Ведь именно их обыватели обвинили в редкой для местного истеблишмента неспособности прийти к компромиссу.
Радикалы лишь умело раздули кризис, добавив масло в его огонь, когда поддержали не правительственную редакцию бюджета, а вариант оппозиционного альянса. Не потому, что он им понравился больше, а потому, что им не нравятся ни те, ни другие, в принципе. Они лишь показали, кто в этой стране обладатель "золотой акции" и решающего слова, и дали понять, что они сами по себе. Такие, какими в их представлении должны быть и шведы вообще.
Партия националистов, "демократы" выступают за сокращение мигрантов на 90%. Потому и добивались досрочных выборов, что видели в них референдум об ужесточении правил въезда. Понятно, за кого в таком контексте могли проголосовать шведы, которым очень убедительно доказывают, кто их "объедает" и кто этому способствует. Ведь ни социал-демократы, ни консерваторы, как партии пристойного европейского типа, не помышляют о "зачистке" миграционного пространства. А именно на этом настаивают националисты. Они объявили, что будут оставаться ложкой дегтя для любой власти до тех пор, пока сами не окажутся на бочке. Очевидно, что не в этот раз.
Премьер Левен, в начале месяца после бюджетного провала объявивший досрочные выборы неизбежными, теперь – сама уверенность.
Утверждает, что благодаря "декабрьскому соглашению" социал-демократов и консерваторов "Швеция вернулась в спокойное политическое русло и доказала, что может управляться даже в сложной парламентской ситуации".
Это значит, что его правительство пока не станет самым коротким в местной истории. Хотя впредь ему и придется работать с оглядкой на правоцентристов. При этом на пару они спасли и себя, и мигрантов от "шведских демократов", а шведов, видимо, от демократии вообще. Этой политической сделкой они, по сути, на ближайшие восемь лет навязывают стране двухпартийную систему. Этот пакт о ненападении предполагает мирное сосуществование не только сейчас, но и после следующих очередных выборов, кто бы ни победил. В смысле, из них двоих. Таким образом, они думают, что страхуют себя от третьего лишнего. Но если нынешняя электоральная тенденция сохранится, то к избирательной кампании 2018 года уже и их двоих может не хватить, чтобы справиться с теми, у кого теперь появилось время копить камни за пазухой.