Автор Мария Иванова
Почти 70 лет назад мир отпраздновал победу над фашизмом. Тогда никто не думал, что эта идея еще вернется в новых формах. Но новости о преступлениях фашизма и неонацизма появляются до сих пор. Впрочем, интерес к радикальным течениям, к счастью, нельзя назвать повальным. Но еще неизвестно, во что это может вылиться, ведь причины этого увлечения крайне правыми идеями такие же, что и в прошлый раз, перед Второй мировой войной, считают эксперты.
В последнее время нацизм все чаще путают с патриотизмом. Теперь считается, что не любить других – значит, любить свою страну. Еще пару десятков лет назад такие взгляды могли вызвать, в лучшем случае, удивление. Во всяком случае, в странах бывшего Советского Союза, где жили бок о бок люди разных национальностей, вместе они защищали одну большую страну – их общий дом.
Сейчас подросло новое поколение, которое не только не видело войны, но и почти не имело возможности поговорить с очевидцами тех событий. Вторая мировая – уже история, и преступления нацистов – это страницы учебников и кадры кинофильмов. Именно среди этих людей, чьи деды не спасали родину, и появляются те, кто не стесняется назвать себя нацистом. К ним присоединяются те, чьи деды и прадеды воевали на другой стороне. И вот нацистские знамена развеваются уже в столице страны, которая считает себя центром Европы, и практически ни у кого это не вызывает возмущения. Комментирует руководитель исследовательских программ Фонда "Историческая память" Владимир Симиндей:
"Иммунитет в отношении наиболее заметных крайних и осужденных международными организациями и Нюренбергским трибуналом проявлений нацизма в значительной степени оказался исчерпан. Связано это со сменой поколений, эрозией политической элиты в западных странах, с тем, что подлинной денацификации во многих странах-новичках в Евросоюзе и НАТО так и не было проведено. В условиях краха коммунистической системы там сразу возобладали националистические или полу-националистические режимы, и те уроки, которые человечество вынесло из борьбы с нацизмом, в значительной степени выветриваются".
К тому же, нельзя сказать, что европейским странам после Второй мировой войны удалось полностью пройти процесс денацификации. Многие уволенные и осужденные нацисты довольно быстро вернулись к своей работе, потому что специалистов катастрофически не хватало. Тысячи нацистов переехали в США, пытаясь скрыться от возмездия, которое их ожидало в Европе. Позже, чтобы избежать неудобных вопросов, от гражданства им предложили отказаться в обмен на денежное вознаграждение.
По своему восприняли процесс денацификации и на Украине. Потомки Бандеры и Шухевича пользуются там сейчас авторитетом. А вот русские, наоборот, стали главными врагами. В одном из украинских изданий предложили создать Патриотический акт, который официально признает Россию агрессором, а георгиевскую ленту запретит как символ фашизма. Именно так, по мнению авторов, в стране должна начаться денацификация. Никаких признаков иронии в этих инициативах не проглядывается – рассуждают на полном серьезе. Успокаивает только то, что пока такие настроения хоть и усилились, но не получили всеобщего распространения. Хотя любая маргинальная идея, особенно нацистская, быстро может стать нормальной, считает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров:
"Маргиналы – это не просто люди, находящиеся на обочине политических и экономических процессов, это люди идеологически неподготовленные, не имеющие морально-нравственных основ. Это саморасширяющаяся группа. Если их не пытаться включить в общественную дискуссию и не обращать внимания на то, чем они занимаются, их ряды будут увеличиваться".
Результаты, к сожалению, уже видны. Марши нацистов почему-то больше не кажутся широкой общественности чем-то шокирующим и ужасным. Отношение к этому довольно ярко отражается в публичных заявлениях Вашингтона, а, следовательно, и Киева. Именно они без зазрения совести не поддержали российскую резолюцию об осуждении героизации нацизма.