Автор Ольга Бугрова
2014 год в России был объявлен Годом культуры. Он стартовал с большим "пакетом намерений". Несомненными достижениями года стали многочисленные двусторонние и международные культурные проекты, а также бурное "культурное строительство" внутри России. Однако то, что многие деятели культуры ожидали как главный итог – принятие "Закона о культуре в Российской Федерации" — так и не состоялось.
Положительные эмоции Год культуры подарил, прежде всего, театралам и меломанам. В России открылись десятки новых и реконструированных сцен – в том числе обновился легендарный Большой драматический театр в Петербурге, появилось новое здание у Московской филармонии. Отныне существует и особый виртуальный концертный зал, связавший единым культурным пространством 25 регионов. Он позволяет в режиме онлайн на экранах региональных филармонических площадок смотреть и слушать классические концерты из самых престижных столичных залов.
В этом году воссоздан и Федеральный гастрольный центр, главным проектом которого стал фестиваль "Театральное лето России": впервые за четверть века со спектаклями по стране проехали ведущие драматические труппы, в том числе Московский Художественный театр имени Чехова и петербургский Александринский театр. К слову, отдельной темой стала гастрольная деятельность в Крыму, поскольку крымчане более 20 лет не видели российские творческие коллективы. Отличились и кинематографисты – фильмы, созданные при поддержке Министерства культуры, получили свыше 30 наград международных кинофестивалей, включая Каннский и Венецианский.
Есть своя радость и у российских музейщиков – в Царском Селе создан Музей Первой мировой войны, в Калининграде построен первый павильон Музея Мирового океана, продолжилась и практика межмузейных обменов, в том числе со странами, занимающими сегодня недружественную позицию по отношению к России. В связи с этим министр культуры Владимир Мединский заметил, подводя итоги 2014 года:
"Культура – лучший парламентер. И, несмотря на некоторые сложности международной обстановки в этом году, все обязательства, которые мы имели по международным годам обмена культуры, мы выполнили и перевыполнили. Мы интенсифицировали наши контакты с теми государствами, которые занимают взвешенную позицию, проводим очень серьезное культурное взаимодействие с Сербией. Несмотря ни на какие санкции, мы ведем гастроли, к слову сказать, в Соединенных Штатах наших ведущих театров – Большого театра, Михайловского театра, и они буквально "взламывают лед". То есть такого триумфа не было давно".
Законотворческая деятельность в сфере культуры не была столь же успешной. Да, многострадальный законопроект "О меценатской деятельности в Российской Федерации" стал, наконец, законом, однако рамочным, и предполагает в будущем издание дополнительных нормативно-правовых актов. На фоне начавшейся доработки еще более насущного федерального закона "О культуре в Российской Федерации" возник план создания особого документа как его мировоззренческого базиса. Новый документ был принят, но не в сентябре, как предполагалось, а лишь в конце декабря. После его подписания президентом Владимиром Путиным советник президента по культуре Владимир Толстой сказал:
"Было поручение президента подготовить "Основы государственной культурной политики" – такой документ, который носит, я бы сказал, именно политический характер. Там нет никакой конкретики особенной, нет цифр, прямых указаний, но зато есть цели, принципы, задачи – все, что предстоит делать в ближайшие годы".
Что ж, теперь, кажется, есть все предпосылки для того, чтобы принять и новый российский закон о культуре, ведь жить по закону, действующему с 1992 года, который, невзирая на регулярные поправки, никак не отвечает современным нуждам, более нельзя. Но Год культуры, увы, завершился. Остается надеяться, что российскому законодательству в сфере культуры больше повезет в Год литературы, которым в России объявлен 2015 год.