Автор Наталья Быстрова
Происходящее на европейской политической арене — когда Евросоюз под давлением США склонен голосовать за все новые антироссийские санкции — напоминает сказку, которой почти 80 лет. Это "Золотой ключик" Алексея Толстого — история про то, как жестокий директор кукольного театра поплатился за свое самоуправство: при этом возмездие пришло от того, кого он считал всего лишь куклой.
То, что мы видим сегодня, — ремейк сказки в духе антиутопии. Как будто Карабас Барабас сказал "I’ll be back" и в самом деле вернулся за куклами. На сей раз "доктор кукольных наук, кавалер высших орденов и ближайший друг Тарабарского короля" — в образе 44-го президента США Барака Хуссейна Обамы. Он строит новый кукольный театр и не в каком-то там городке на Средиземном море, как у Алексея Толстого, а на всей территории Евросоюза.
"Полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами", — так описывает писатель пристанище трудов Карабаса Барабаса. И как в старой сказке, так и теперь, здесь – снова процитируем первоисточник – "только одно представление": "33 подзатыльника". Правда, у сегодняшнего шоу другой слоган – "33 санкции". Причем если у Толстого подзатыльники раздавал Арлекин в единственном числе, то на наших глазах из таких арлекинов выстроилась целая очередь.
Первый среди самых рьяных, конечно, Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании. Но выйти на раздачу из-за спины Карабаса хочется даже молоденьким артистам кукольной евро-труппы – президент Литвы Даля Грибаускайте и покусать готова не хуже крысы Шушары, но в ансамбле с латвийским и эстонским коллегами тоже гармонично смотрится, исполняя польку "Карабас": "Два жука – на барабане, дует жаба в контрабас. Нос налево, хвост направо – это полька Карабас". Повлиять на этот кукольный разгул не может даже генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун – добрый, как папа Карло, у которого, однако, как мы помним, сломалась шарманка: то играет, то не играет…
Ну а что же такая разумная и, казалось бы, самостоятельная кукла, которая в сказке первая убежала от Карабаса и обустроила миленький собственный домик, — что же наша ангелоподобная Мальвина? В ремейке сказки эта роль у канцлера Германии Ангелы Меркель вышла с точностью до наоборот: теперь она – главный проводник идей Карабаса, и ее сказочная фраза – "я займусь вашим воспитанием, будьте покойны" — звучит как приговор каждому, кто откажется писать под ее диктовку. Хорошист по диктантам Мальвины – президент Франции Франсуа Олланд выступает в роли Пьеро: перманентно влюбленного поэта, чье неуверенное стихосложение – особенно на тему вертолетоносцев "Мистраль" — порядком наскучило. Как там Пьеро у Алексея Толстого рифмовал? "Рыдаю, не знаю – куда мне деваться… Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?"
Между тем ряды карабасовых кукол не редеют, а пополняются. Вербуют лиса Алиса и кот Базилио. Замгоссекретаря США Виктория Нуланд в шкурке лисы Алисы угощает тремя корочками хлеба мечтателей о поле чудес, а вице-президент США Джо Байден с кошачьей непринужденностью занимает на приеме кресло главы некоей "страны друзей", словно обживает теплый уголок в харчевне "Трех пескарей".
Чтобы куклы правильно играли, в них надо поддерживать высокий идейный дух. И как тут без сенатора Джона Маккейна и его застарелой политической фобии, с которой он десятилетиями носится, как Дуремар со своими пиявками. Этими пиявками он и Карабаса лечил, и желал погубить Буратино — говорил: "Хорошо бы они высосали из него всю кровь…". Но Буратино на этой кукольной сцене нет. Ему не нужна навязанная роль, даже если ее автор сам Алексей Толстой.