Автор Михаил Шейнкман
Они бы еще сделали это ночью, чтобы вообще никто не догадался. Хотя и так у них получилась, пожалуй, самая успешная тайная операция за все эти 13 лет военного присутствия в Афганистане. По крайней мере, она не оставила кровавых следов и случайных жертв. Если, конечно, не считать тот 13-тысячный контингент, который здесь все-таки задержится.
28 декабря Международные силы содействия безопасности завершили свою миссию в Афганистане без фанфар, громких фраз и триумфа. Официальная церемония закрытия прошла в Кабуле в обстановке чрезвычайной секретности. И это, наверное, наиболее убедительная оценка эффективности всей этой миссии. У нас говорят: стыдно, когда видно. Однако их не было видно не потому, что стыдно. Скорее, страшно. Оттого и скрывались, что опасались нападения боевиков, что слишком вольно себя почувствовали в столице и вполне могли хлопнуть за американцами совсем не только дверью. Поэтому явные проводы – лишние слезы. Правда, с другой стороны, они, ведь, как пришли в 2001 году без приглашения, так и уходят сейчас без прощания.
Хотя так не уходят. Так убегают. После себя армия США и союзники оставляют окрепший и закаленный в боях "Талибан", чей моральный и боевой дух станет еще выше после такого исхода оккупантов. Они оставляют рекордный урожай опиумного мака, на порядок превысивший донатовский уровень. Они оставляют разобранным даже тот Афганистан, который принято называть "цивилизованным". Уж три месяца как Гани Ахмадзай президент, а со своим заклятым партнером по коалиции Абдуллой Абдуллой он по кабинету так и не договорился. А когда в этих краях теряют надежду на консенсус, находят предлог для гражданской войны. Благо оружия теперь здесь не меньше, чем крестьянских мотыг.
К числу своих афганских достижений Вашингтон может отнести лишь ликвидацию Бен Ладена. И то, не здесь, а в Пакистане. И то, если не считать годы, деньги, жизни, что потратили американцы на убийство того, кого они "породили". Свобода НАТО в Афганистане действительно оказалась несокрушимой, если понимать ее, как свободу приходить, когда хочешь, и уходить, пока можешь. Эту миссия меняет новый международный формат — гораздо менее мощный и многочисленный. Он будет ограниченно участвовать в боевых действиях и учить сражаться за родину местные силы: армию и полицию. Все это теперь называется "Решительная поддержка". Мифа о том, что присутствие США в Афганистане не убило эту страну окончательно.
Продолжит военный эксперт, публицист Виктор Литовкин.
— Если отбросить эмоции и оценочные категории, что оставили американцы после себя? И на что они надеялись, когда входили в Афганистан 13 лет назад?
— Что оставили, трудно сказать. Потому что мира и спокойствия так и не случилось, несмотря на ту задачу, которая была поставлена коалиционным войскам. На территории Афганистана продолжаются террористические акты, взрываются автомобили, взрываются люди, захватываются заложники, производятся наркотики. За время пребывания коалиционных сил на территории Афганистана производство наркотиков возросло в шесть раз. Так что, думаю, присутствие коалиционных сил в Афганистане, с одной стороны, было бесполезным. А, с другой стороны, просто усугубило ситуацию.
— Что дальше? Многие эксперты, например, уже спорят о том, как скоро талибы захватят Кабул, ничуть не сомневаясь, что они сделают это.
— Талибы захватят Кабул. И не только талибы. Я думаю, что "Исламское государство", которое сегодня становится как бы во главе международных террористических сетей, оно тоже проявится на территории Афганистана. И те 12 тысяч американских войск, что остаются здесь якобы для того, чтобы тренировать афганскую армию и полицию, они ничего не смогут сделать, и им придется позорно бежать из Афганистана.
Ответственность за безопасность в стране полностью переходит в руки 350 тысяч афганских солдат и полицейских, заявил по случаю избавления от этой головной боли генсек НАТО Столтенберг. Не уточнил, правда, какого срока давности эта цифра. Ведь за тот последний год, что местные силы самостоятельно пытаются бить талибов, они уже понесли значительные потери. И ситуация с военным обеспечением, навыками и боевым духом не предвещает перелома. Так что, американцы со своей борьбой с международным терроризмом попали в Афганистан как пальцем в стакан с водой. Советуют же тому, кто верит в собственную исключительность, поместить палец в емкость с жидкостью и извлечь его оттуда.
Здесь тот же вывод. Афганистан остается без изменений, а Запад уходит с подмоченной репутацией.