Автор Михаил Шейнкман
В Соединенных Штатах теперь плох тот солдат, который не мечтает о новом Верховном главнокомандующем. Ни вывод войск из Афганистана, ни публичный отказ от крупных сухопутных операций, ни артистизм и патетика во время выступлений в Вест-Поинте или на базе в Нью-Джерси – Бараку Обаме не помогло ничего. Его поддержка в армии упала до исторического минимума и составила беспрецедентные 15%. При этом 55% личного состава откровенно не одобряют деятельность своего президента. А это значит, что с ним они бы точно в разведку не пошли. Многие так и считают, что он их предал, когда притормозил в нынешнем году рост доходов и пособий из-за бюджетного секвестра.
Согласно данным социсследования, только 44% военнослужащих называют свое благосостояние "хорошим или отличным". В 2009 таких было в два раза больше. Хоть и говорят, что хороший солдат – голодный солдат, но сложись такая ситуация, скажем, в каком-нибудь Египте, жди военного переворота.
Мятеж такого рода Белому дому, естественно, не грозит. Для его хозяина подобные цифры – это лишь суровая "окопная" правда, с которой ему доживать свой президентский срок. И означает она только то, что он так и не стал для своих вооруженных сил "Капитаном Америкой". Хотя, по большому счету, и не был им изначально. Даже в год первого избрания рейтинг Обамы среди военных едва дотягивался до 35%. А ведь за это время он не довел до ума ни одной кампании. Напротив: разворотил весь мир так, что обеспечил своей армии состояние вечной боевой готовности номер один. А когда готовность есть, а выхода нет, приходится бравым ребятам снимать напряжение хотя бы в соцопросах.
Припомнили Обаме и его сомнительно двусмысленные решения практически по всем ключевым пунктам военной повестки. Он назначал республиканца Хэйгела министром обороны, но только для того, чтобы не дать ему работать и, в конце концов, именно поэтому уволить. Он объявил о выводе войск из Афганистана, но так, чтобы в нем всегда оставалось место подвигу. Потому что там, где провалилась сотня тысяч бойцов, контингент, в десять раз меньший, может выстоять только на героизме и самопожертвовании. Тем более что задачу воевать с "Талибаном" и прочей "Аль-Каидой" с него так и не сняли. Он провозгласил окончание эпохи крупных наземных операций, но отчетливо перевел их в другие стихии. "Рвануть" теперь может даже там, где не ждали — в Европе, например.
Иными словами, Обама проявил себя тем еще полководцем. В советской армии о таких шутили: не спеши выполнять приказ, к утру может последовать другой. И, между прочим, вполне вероятно, что именно поэтому американским солдатам за границей особым указом президента запретили выходить за пределы расположения в военной форме и афишировать свою принадлежность к армии США. Впервые в истории "хороших парней" заставили стесняться звездно-полосатого флага.
Объяснили заботой об их безопасности. Хотя, скорее, думать надо об их душевном равновесии. От насмешек оружием не защитишься. Впрочем, им-то краснеть не от чего. Наполеон говорил: лучше, если лев управляет баранами, чем наоборот. Насколько это лучше, американская армия, при Обаме уже вряд ли узнает.