Автор Михаил Шейнкман
Болгария чуть ли не впервые после вступления в ЕС может считать себя такой же, как Франция. По крайней мере, в смысле самоотречения во имя геополитической глупости София Парижу точно не уступит. Тот, оставив на своем дрейфе "Мистрали", потопил свою репутацию. Эта отказалась ее поднять со дна "Южным потоком". Так что, теперь они на одном уровне. Весьма жалком.
Болгарский премьер Бойко Борисов, начиная со среды, пытался оправдать свое имя. Был активен, суетлив, показателен. И к Меркель в Берлин ездил, и в Брюсселе на саммите ЕС меж лидеров крутился. И все для того, чтобы все-таки вернуть его стране, если не поток газа, то хотя бы его "ручеек". Предлагал варианты один экзотичнее другого: реанимировать почивший "Набукко", открыть в Болгарии газовый хаб. Хотя газа нет ни для того, ни для другого. В итоге вдруг заявил, что даст разрешение России на прокладку "Южного потока". Это через три недели после того, как Владимир Путин его закрыл именно потому, что София под давлением ЕС отказалась от его строительства.
"Все подготовительные работы, особенно по морской части, должны быть завершены, чтобы у российской стороны не было оснований говорить о том, что проект остановлен по вине Болгарии, и мы не были вынуждены заплатить деньги, как по другим подобным проектам", — заявил болгарский премьер. "Другие подобные проекты" — это АЭС "Белене". В марте 2012-го, между прочим, тоже при Борисове, София вдруг без объявления причин отказалась от строительства станции по российскому проекту. "Росатом" потребовал миллиард евро компенсаций — сейчас иск компании рассматривается в парижском арбитраже.
В случае с "Южным потоком" потери Болгарии потенциально могут быть сопоставимыми. По всем международным нормам Россия вправе требовать удовлетворения. Ведь она действительно потратилась. И если наземную инфраструктуру можно использовать в "турецком потоке", то деньги, вложенные в ТЭО болгарской части "южного проекта", уже смыты.
А это под 800 млн евро.
"Бойкий" Борисов думает, что он еще и самый хитрый. Не особо рассчитывая на отходчивость Москвы и реанимацию трубы, он полагает, что, выдав Газпрому разрешение задним числом, избавит свое правительство от сатисфакции. Совершенно напрасные старания. Насколько известно, российский монополист предъявлять финансовые претензии не планирует.
Сильнее, чем сама себя, Болгарию уже все равно никто не накажет.
Из Софии член-корреспондент Болгарской академии наук, профессор-экономист Иван Ангелов.
— Поведение премьера Борисова имеет какое-то логическое объяснение? Его можно мотивировать экономической целесообразностью?
— Я думаю, что на его поведение нельзя обращать никакого внимания. Если он действительно хотел осуществления "Южного потока", он должен был действовать два года назад. А он был очень-очень послушным своим "господам" за Атлантическим океаном и в Брюсселе. Теперь он говорит, что будет создавать центр распределения и так далее, его посещение госпожи Меркель — он просто запутался. Он забыл, что газ появляется с восточной стороны — из России, а не из Берлина. Он должен был, в первую очередь, обратиться к российским властям. Так что, не обращайте на него никакого внимания.
— Но самой Болгарии придется на это обратить внимание. Поскольку ЕС компенсировать упущенную выгоду не планирует. На Ваш взгляд, что София в состоянии предпринять сама в этой ситуации?
— Россия могла бы сделать много для улучшения очень плохого экономического состояния Болгарии. Мы теряем очень много. Но, к сожалению, такое правительство наш народ выбрал и теперь будет очень об этом сожалеть. Потому что все социологические исследования в Болгарии, сделанные в этом году, показывали до 80% поддержки улучшения отношений с Россией. Так что, то, что вы слушаете или видите от нашего правительства — это не болгарский народ.
Замедленная реакция Бойко Борисова может очень быстро отразиться на его репутации. И хотя премьером он всего лишь полтора месяца, местные СМИ уже недвусмысленно напоминают, что в феврале 2013 года массовые акции протеста вынудили его добровольно уйти в отставку со всем своим кабинетом. Сейчас, правда, он показал, что включился в процесс. Но на позднем зажигании далеко не уедешь. Тем паче, если из педалей только тормоз. А газ, как выясняется, не предусмотрен вовсе.