Автор Мария Балябина
Революции, как известно, делают романтики, а пользуются плодами – негодяи и те циники, которые приходят к власти. Они понимают, что необходимо поддерживать романтические настроения на должном уровне. Для этого существует проверенный веками набор технологий. Нужно общее недовольство, общий враг, а скрепить толпу необходимо кровью. Эти ритуальные действия повторяются с каждой новой революцией, меняется только антураж и масштаб жертвоприношений. Но без новых святых не обходится почти никогда.
Свои святые появились и у Майдана. "Небесная сотня" уже почти год объединяет тех, кто жил на Майдане, и кто им сочувствовал. Их имена не забыты – списки погибших в интернете сопровождают короткие биографические справки, сведения о причине смерти и фотографии добродушных людей с детьми, воздушными шарами или на фоне Майдана. В разных городах страны появились новые мемориалы. К ним и теперь продолжают нести цветы и свечи.
"Небесную сотню" используют как призыв к действию и способ мобилизовать толпу. Когда люди начинают стремиться к мирной жизни, забывают о площадной романтике и занимаются обустройством собственной жизни, им сразу напоминают о "Небесной сотне". Пепел Клааса постоянно должен стучать в сердцах украинцев! И им сразу становится неловко роптать на отсутствие света, газа и тепла, на новую власть, которая не стала лучше старой. На фоне этих сакральных жертв все бытовые проблемы должны уйти на второй план. А страна должна объединяться в новом порыве ненависти. В этом и заключается фокус таких технологий, полагает президент Центра социальных и политических исследований "Аспект", член Общественной палаты России Георгий Федоров:
"Сейчас Украине нужно переформатироваться (с их точки зрения), построить новую государственность антирусского направления, как сделали в свое время в Латвии, Литве, Эстонии. Мы помним, что там тоже были якобы невинно убиенные граждане со стороны неизвестных снайперов. Идеология строится на якобы мученичестве и развязывает руки силам, которые стояли за этой революцией. Никто не помнит, ради чего погибали люди, действительно ли они были невинными".
Выяснять, кто первым начал стрелять, никто и не пытался. Для тех, кто прыгал на Майдане и поджигал полицейских, все ясно и так – вражеская власть напала на мирных протестантов. Но память – странная штука, способная со временем меняться. Сейчас в интернете есть сообщества, которые сообщают миру, что "Небесная сотня" – жертва российской агрессии. А ведь такие обвинения даже во время Майдана были дикостью.
Протесты проходили в Киеве, там столкнулись жители украинских городов – преимущественно западных – и киевские силовики. И только люди с параноидальным синдромом могли увидеть в тех событиях руку Москвы. Но теперь, когда время стерло в памяти многие детали, это кажется просто естественным.
"Как правило, когда революционный угар пропадает, возникают сомнения, были ли на самом деле эти герои или их не было. Но мы живем в век информационных и политических технологий. Сегодня создать героя гораздо проще, чем сто лет назад. Потому что если раньше герои могли появляться благодаря реальным поступкам, то сегодня достаточно разместить информацию в соцсетях, либо показать на телеэкране – и вот вам уже готовые герои. Украинская история с "Небесной сотней", с так называемыми войнами АТО больше походит на политическую технологию, которая оторвана от реальности".