Автор Михаил Шейнкман
Литве теперь совершенно не обязательно вводить военное положение. Отныне открыть беспорядочную стрельбу здесь могут и по закону мирного времени. Парламент разрешил армии делать это, утвердив поправки от министерства обороны. Они допускают использование индивидуального оружия при выполнении боевых задач и спецсредств — для самозащиты.
Отныне военная сила в значительном объеме может применяться и в исключительных случаях. Как ни странно, но здесь так называют то, что уважающее себя государство обязано контролировать всегда, без исключения: свою территорию, воздушное пространство и внутреннюю акваторию. Чтобы развернуть боевые порядки, достаточно лишь почувствовать угрозу. Естественно, российскую. Хотя в законе она лишь подразумевается. Это у нас, если кажется, креститься надо. А здесь – занимать круговую оборону.
С октября местные "ястребы" вынашивали идею быстрого реагирования на свои страхи. Даже силы соответствующие создали. Чтобы если запахнет "жареным", не бегать к президенту за разрешением, а сразу пускать арсенал в дело. И хотя натовцев здесь уже едва ли не больше, чем местных, Вильнюс все же постановил: на блок ты надейся, а сам не плошай.
Благо, есть и порох в пороховницах, и солдаты в казармах. "Великое воинство" – тысяч за десять наберется. И, пусть, сухопутные войска – это всего мотопехотная бригада и один инженерный батальон. И, пусть, ВВС – это только название, без боевых самолетов и вертолетов. И, пусть, есть у них такие корабли на флоте, что на пальцах одной руки посчитать можно и без ракет. Зато сколько решимости.
Опять же, чем Литва хуже, например, Эстонии. Та на прошлой неделе прославилась самым крупным в своей истории военным контрактом, прикупив у Нидерландов полсотни бэушных БМП и полутанков. Расходы на оборону довела до беспрецедентных 2,05% ВВП.
Латвия тоже старается, из кожи вон лезет на передовую трусости. А ведь в этой троице именно Литва со времен распада СССР считалась самой боеспособной. И не только потому, что это на ее аэродроме в Зокняе находится единственная официальная в Балтии "база НАТО" — звено истребителей. Этими законами Вильнюс возвращает себе "военную славу". Вряд ли это ему поможет в борьбе с мифической "российской угрозой", но Латвию или Эстонию по части агрессивности он победить сумеет.
Оценит боевой настрой литовской власти главный редактор журнала "Балтийский мир" Дмитрий Кондрашов.
— Зачем Литве понадобился этот закон? Власти на самом деле думают, что им придется его применить и это их спасет?
— Он укладывается в общую картину происходящего в Прибалтике. Прибалтика готовится к войне. И, я бы сказал, к войне на два фронта. Первый – мистический фронт против России. И второй – это внутренний экономический фронт. Положение в ЕС, скажем так, готовит его к худшему. И, естественно, прибалтийские страны – это самое слабое сейчас звено в экономике. И в концепции "гибридной войны" литовские политики посчитали возможным применять армию без объявления войны, то есть, в так называемое "мирное время". К чему это приведет? Дай Бог, чтобы правительству не пришлось выводить войска против собственного народа.
— Можно сказать, что власти осознанно преувеличивают масштабы опасности, чтобы в мирное время держать страну в страхе военного положения?
— С одной стороны, держать в страхе военного положения. С другой стороны, имитировать возможность "защитить" и как-то успокоить разогретое их же собственной истерией население. Хотя Прибалтика находится сейчас на грани социального взрыва. Люди готовятся к самому худшему. И, как всегда, именно Литва является наиболее слабым звеном, как принято говорить, среди "бывших экономических тигров" ЕС, превратившихся в маленьких котят.
Зачем вводить военное положение, если оно уже незавидное? Официальная Литва обретает смысл жизни в страхе перед тем, что она может оказаться слишком короткой. Поэтому власти, чтобы не махать кулаками после драки, решили делать это вместо нее. И пусть бы тешили себя своей боеготовностью. Но это самовнушение может оказаться слишком опасным, коль скоро ситуация становится заложником больного воображения. А, учитывая, что "российская угроза" президенту Грибаускайте видится чуть ли не под каждым кустом, эти "законы мирного времени" могут оборвать его в любую секунду. Правда, и "выстрелить" они могут только в мирное время. В случае иной реальности Литва едва ли успеет этими законами воспользоваться.