Автор Михаил Шейнкман
После Афганистана – ни-ни. Президент США, может быть, еще не поклялся, но уже объявил о завершении, как он сказал, "эпохи крупных боевых операций американских вооруженных сил за рубежом". Три тысячи солдат, только – только вернувшиеся из афганского пекла, на военной базе в Нью-Джерси слушали и ушам своим не верили.
Обама исполнял спич на мотив "нашего бронепоезда", что стоит на запасном пути. По его словам, "времена, когда Америка отправляла большое число наземных войск" в другие страны, "подходят к концу", но армии предстоит решать иные специфические задания. О них без подробностей. Но пока остается Афганистан, точнее, ограниченный контингент в нем, эти подробности уже и не нужны. И так понятно, что речь идет о сохранении влияния малой кровью. "В будущем наши войска будут компактнее. Но, как главнокомандующий, я хочу быть уверен, что вы готовы к выполнению широкого спектра задач, которые могут быть поставлены перед вами", — интерпретировал хозяин Белого дома ленинское "лучше меньше, да лучше".
Отказ от крупнокалиберных военных экспедиций – это действительно звучит. Но что-то все же мешает называть это заявление историческим. Может быть, то, что 10 тысяч американских солдат, что задержатся в Афганистане и после 2014 года, остаются здесь, не исключают эксперты, на развод. Может быть, потому, что Обама уже получал Нобелевскую премию мира за подобную риторику, и это закончилось Ливией, Сирией и прочей Украиной. Может быть, потому, что декларация эта имеет явно вынужденный характер. Обаму заставили прикрыть белыми одеждами камуфляж "пятна на мундире" и дыры в вещмешке.
Все-таки дорогостоящее это удовольствие – экспорт демократии на штыках. Самая длительная в истории Соединенных Штатов 13-летняя зарубежная война в Афганистане уже обошлась американским налогоплательщикам почти в триллион долларов. Причем, 80% ушло при Обаме. И это – не предел. Еще потребуются сотни миллиардов на содержание ограниченного контингента, лечение и реабилитацию военных, выплату им пенсий и пособий. Хотя затраты на Афганистан уже превысили издержки Плана Маршалла на послевоенное восстановление Западной Европы. И этот корм явно не в коня. А ведь США так и не "отбили" триллион семьсот миллионов от войны в Ираке, для которого, судя по успехам "Исламского государства", придется открыть новую кредитную линию. Так что "благие намерения" Обамы – это те же янки, только в бюджетном варианте. В свете новых задач американская армия, видимо, должна быть, как русская водка: в малых дозах полезной в любом количестве. Главное, чтобы тот, кто ее принимает, уже никогда бы не смог без нее обойтись.
Продолжит военный эксперт, публицист Виктор Литовкин.
— Как понимать слова Обамы о завершении эпохи больших военных операций за рубежом? Неужели Штаты уже навоевались?
— Конечно, навоевались, с одной стороны. Но, с другой стороны, они не собираются останавливать свою экспансию. Давление на все страны, присутствие во всех регионах мира – это политика США, и они от нее не собираются отказываться. Если принять слова Обамы за чистую монету, он должен был бы разогнать свои 11 многовидовых авианосных групп, закрыть свои военные базы. Неужели люди могут поверить Обаме, что они собираются закрывать эти базы и возвращать свои войска на континент. Как была экспансионистская политика Соединенных Штатов, так она и продолжается.
— Тем не менее, учитывая то, что американские налогоплательщики уже устали спонсировать войну и выражают недовольство такой политикой, это может заставить Белый дом как-то отредактировать военную доктрину.
— Я думаю, что нет, потому что они на следующий год выделили около 600 млрд долларов. Это не только на Пентагон, но и на министерство энергетики, которое здесь заведует атомным вооружением. Это и на проведение операция в Афганистане, Ираке, на борьбу с ИГИЛ, на поддержание оппозиции в Сирии. Так что, корректировать военную доктрину вряд ли кто захочет. Может быть, какая-то легкая редактура будет, но не затрагивающая суть политики США.
Кстати, здесь же, на военной базе в Нью-Джерси, Обама пошутил, что будь его воля, он бы всем солдатам дал возможность возвращаться домой из горячих точек, как Элвис Пресли. "Правда, его возвращение было немного другим, нежели ваше, но я хотел бы дать все, чтобы вы все тоже возвращались на родину на лимузинах", — попытался президент вызвать, если не благодарность, то хотя бы улыбку тех, кому и военные пенсии с пособиями еще не факт, что "улыбнутся". Шутка получилась с налетом черного юмора. На каких лимузинах, если он не смог сделать даже так, чтобы они возвращались хотя бы не на щите.