Автор Илья Харламов
"Ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела". Этой фразой князя Безбородко, ответственного за внешнюю политику России при Екатерине Великой, характеризовалось влияние страны на европейскую военно-политическую систему координат. И действительно, на протяжении XVIII-XIX веков Российская империя была одной из ключевых стран европейского континента. Россию, конечно, побаивались из-за ее силы и размеров, но уважали и считались с интересами самого крупного государства.
В XVIII веке Россия стала важным геополитическим игроком в Европе. При ее непосредственном участии была создана так называемая Северная система – союз России, Пруссии, Англии, Швеции, Дании и Речи Посполитой против Франции и Австрии. В период борьбы североамериканских колоний за независимость от Англии, которая привела к созданию США, русское правительство приняло "Декларацию о вооруженном нейтралитете", поддержанную большинством стран Старого Света, что, несомненно, помогло Америке обрести независимость.
Роль России существенно возросла во время австро-прусской войны 1778-1779 годов, когда она выступила посредницей между воюющими сторонами, а затем вступила в тесные отношения с Австрией. Более того, Екатерина, по сути, продиктовала свои условия примирения, которое быстро восстановило равновесие в Европе. Россия нередко выступала авторитетным арбитром в международных спорах, имела статус великой державы, говорит декан факультета истории Высшей школы экономики Александр Каменский:
"В XVIII веке Россия становится частью системы международных отношений и активным игроком на мировой арене. Вхождение в эту систему России означало присоединение к одному из блоков – в это время, в XVIII веке, существовала "блоковая" система, когда государства объединялись в коалицию, которая противостояла другой коалиции. Для России в XVIII веке это было связано поначалу с союзническими отношениями с Австрией, в 1726 году был заключен союзный договор. И с этого времени Россия стала полноправным членом системы международных отношений и играла активную роль во всех событиях, которые происходили на континенте".
Царствование Александра I окончательно закрепило за Россией статус державы, играющей в Европе ключевую роль. И в первую очередь это было связано с освобождением самой России, а затем и всего континента от Наполеона. Император лично возглавил антифранцузскую коалицию и в 1814 году во главе союзных войск вступил в Париж. А затем стал одним из руководителей Венского конгресса – общеевропейской конференции, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление монархий, разрушенных французской революцией и наполеоновскими войнами. На конференции были определены новые границы государств Европы. По мнению историков, в Венской системе Россия играла ведущую роль и обеспечивала европейское равновесие.
В царствование Николая I империя сохраняла главенствующее положение на континенте, она была важнейшим партнером и союзником для всех больших и малых государств Европы. Мощная армия и отлаженная дипломатическая служба подтверждали роль России как гаранта европейского мира. И корни этого уходили во времена Отечественной войны 1812 года, говорит доктор исторических наук, профессор Александр Данилов:
"Россия сыграла ключевую роль, потому что победа в Отечественной войне стала главной предпосылкой освобождения всей Европы. Кроме того, роль России не только в освобождении Европы, но и установлении конституционного порядка в самой Франции была велика, потому что конституция Франции после Наполеона была принята как раз по настоянию Александра I после освобождения Парижа".
Пожалуй, наиболее противоречивые отношения в XVIII-XIX веках у России складывались с Британской империей. Например, государства воевали друг против друга в Семилетней войне, а затем находились в альянсе во время так называемой Войны за австрийское наследство. В 1800 году британские войска заняли Мальту. Российский император Павел I, являясь Великим магистром Мальтийского ордена и одновременно главой этого государства, ответил арестом всех английских судов и запретом на продажу английских товаров.
В 1839 году в Лондоне побывал будущий император Александр II. Он увлекся королевой Викторией, которая в то время была еще не замужем. Даже готов был жениться на ней и покинуть Россию, но ему не позволил отец – император Николай I. Впоследствии в качестве монархов Александр II и Виктория испытывали взаимную неприязнь. Однако в конце XIX века императорские дома России и Великобритании все-таки породнились через внучку королевы Виктории – принцессу Алису Гессенскую, получившую при крещении имя Александра Федоровна и ставшую женой Николая II. Однако противоречивые и зачастую враждебные отношения Москвы с "коварным Альбионом" это не изменило, что можно наблюдать и по сей день.