Автор Михаил Шейнкман
Парламентские выборы в Молдавии теперь можно сдавать в архив. Еще осталось, конечно, послевкусие от откровенного властного жульничества. Но что теперь успокаивать себя утешительными гипотезами на тему: как бы все изменилось, не отмени Кишинев регистрацию партии Ренато Усатого и не лиши он голоса сотен тысяч молдавских мигрантов в России. Хотя только их количество сопоставимо с общей численностью избирателей, поддержавших все три проевропейские партии. Но все эти рассуждения уже не имеют практического смысла.
ЦИК Молдавии накануне официально объявил: подсчет закончен. Теперь – не добавить, не убавить. Республика отныне – это политическая перспектива в конкретных цифрах. Правда, лишь для социалистов, несмотря на их оппозиционность, с высоты положения. Первое место партии, которая и стала-то ею пару лет назад, это беспрецедентный для Молдавии взлет. Особенно, если учесть, как спецслужбы пытались ей подрезать крылья. Но 20 с половиной процентов – это не воск Икара. Это претензия на продолжительный полет.
Вероятней всего, одиночный. Уж очень сомнительно в качестве возможного партнера выглядят коммунисты. Некогда лидеры рейтинга, растерявшие на внешнеполитических метаниях весь свой запас прочности, они со своими 17% едва удержались в тройке. "Верные ленинцы" вошли в парламент, скорее, теми, кем называл вождь революции Троцкого. А таким рожденный летать не может. Фактически, ПКРМ способна оказаться на любой стороне. В том числе, и на той, что явно ожидала от этой кампании большего. По крайней мере, вложился правящий режим и его покровители в эти выборы гораздо серьезней, чем получилось на выходе.
Альянс, конечно, торжествует. Но вряд ли с удовольствием. Их совокупных мандатов хватит на то, чтобы самоутвердиться кабинетом министров. Однако это – не конституционное преимущество. Поэтому ни переписать Основной закон, ни изменить внеблоковый статус, ни даже избрать себе президента, коалиция самостоятельно не сможет. А значит, Украины из Молдавии точно не получится. Несмотря на то, что Вашингтон уже разговаривает с Кишиневом, как с Киевом. Причем, еще до окончательного подсчета голосов призвал его срочно определиться с проевропейским правительством, словно уже точно знал, кто именно будет его формировать. Хотя, конечно, знал.
Однако обратила на себя внимание предательская поспешность, с которой и сама коалиция, и ее патроны торопились навязать мысль о прозападной победе. Так фиксируют фикцию, когда подгоняет страх разоблачения. Ведь, поняли же настроения в обществе. Поэтому и постарались его испортить заранее. До голосования. Конкретные персоналии в кабинете теперь не имеют значения. Не так важно, будут менять коней на переправе или нет. Главное — не меняют переправу. Официально Молдавия остается на проевропейском курсе. Но сил сдвинуть страну у власти еще меньше, чем было. А их и до 30 ноября хватало лишь на то, чтобы топтаться на месте.
Из Кишинева избранный депутатом парламента от партии социалистов, политолог Богдан Цыдря.
— Партия социалистов уже оценила свои возможности в парламенте – на что она будет способна с таким количеством мандатов?
— Партия имеет 25 мандатов из 101. Вместе с коммунистами у нас 46 мандатов. Нам должны дать должность вице-спикера парламента. Безусловно, наши люди будут представлены в различных комиссиях. В том числе и в ПАСЕ. Социалисты будут выдвигать различные социальные инициативы. Мы предложим поднять пенсии на 20%. Мы предложим, например, закон об императивном мандате. Безусловно, мы будет выходить с различными политическими инициативами. И вот так мы будем давить на этот альянс, пока от него не останутся рожки да ножки.
— Но воздействовать на внешнеполитический курс, по крайней мере, как говорят власти, оппозиция теперь уже не может. Значит ли это, что Молдавия окончательно стала на путь евроинтеграции?
— Министр иностранных дел ФРГ заявил, что Молдова не имеет ни малейших шансов, чтобы стать кандидатом в ЕС. Говорить о евроинтеграции можно лишь в пропагандистских и манипуляционных целях. Никакой евроинтеграции нет. А возможность изменить курс не Таможенный союз остается всегда. Тем более популярность европейских трендов в Молдове очень-очень низкая. Популярность ЕС продолжает падать.
Этими выборами Запад, по сути, посадил Молдавию на цепь. Хотя ее правящий альянс – это все же не Цербер, пусть, и о трех головах. Но тоже "собачка". Шпингалет, на который закрыли дверь, ведущую к России. Пока он еще держится. Но уже так, что вскоре надо будет чуть сильнее на него надавить.