Автор Владимир Барсегян
У эстонцев, живущих в Финляндии, — беда. Беда настоящая, большая — по масштабам если не превосходящая древнегреческую трагедию, то стоящая вровень с ней. Им, во всяком случае, тем, кто родился до 1991 года на территории, которая тогда именовалась Эстонская Советская Социалистическая Республика, в новых водительских правах – о, ужас! – в качестве страны рождения указывают Россию или СССР. Это показалось им столь невыносимо, что несколько из этих национально озабоченных граждан написали письмо в МИД Эстонии, потому что финские власти подобные жалобы воспринимают с недоумением и удивлением.
МИД Эстонии, который ныне возглавляет Кейт Пентус-Розиманус, один из авторов "бронзовой ночи" в Эстонии, всегда позиционировавшая себя в качестве политика весьма недружественного в отношении России, отреагировал мгновенно. Ведь в самой Эстонии в качестве места рождения указывается современное название страны, даже если человек родился до 1991 года. Работники внешнеполитического ведомства обратились к своим финским коллегам: очень надо, дескать, прояснить ситуацию и провести специальные консультации на эту тему.
Безусловно, все это, по сути дела, бесцеремонное вмешательство в дела другого государства, которое на своей территории в документах, удостоверяющих личность человека, должно руководствоваться своими законами, а не пожеланиями определенных групп жителей, временно находящихся в Финляндии.
Эстонцы с удовольствием уезжают жить и работать в Финляндию в силу множества обстоятельств, а именно: заработная плата в несколько раз выше, медицинское обслуживание лучше, а после пяти лет работы можно рассчитывать на финскую пенсию, которая в своем минимуме в два раза превосходит эстонскую в ее максимуме. Языки финский и эстонский весьма схожи, и поэтому процесс трудоустройства проходит относительно легко.
И все эти материальные обстоятельства значительно перевешивают любовь к родине, поднимать жизненный уровень которой до уровня финского, конечно, нужно, но произойдет это еще не скоро. И пусть это делают другие. А мы будем любить ее издалека… Но иногда напоминать о себе, пусть даже таким откровенно нелепым и странным образом, создавая в мире образ Эстонии, как коллективного Мальчиша-Плохиша, готового на все, лишь бы его считали своим, "буржуинским", и давали за это, время от времени, бочку варенья и ящик печенья.