Автор Михаил Шейнкман
Никакой лирики. Пентагон доверят физику. Новым министром обороны США, вероятней всего, станет обладатель докторской степени, 60-летний демократ Эштон Картер. Американские СМИ со ссылкой на источники в администрации Обамы, а некоторые и на самого Обаму, уже преподносят это как дело решенное. Хотя, даже если так, впереди еще утверждение в конгрессе, который теперь за республиканцами. Но потому, уверяют аналитики, Белый дом и торопился с ротацией в военном ведомстве, что сенат до Нового года еще остается под контролем партии президента.
Впрочем, в истории с Картером – это, скорее, излишняя предосторожность. Во всяком случае, в среде законодателей – республиканцев уже заявили, что не видят причин для отказа. Не было их, кстати, и три года назад, когда Картера назначали на должность первого замминистра обороны. Отработал он в ней, правда, недолго – пару лет, и, по большому счету, незаметно. Но тем и ценен, что, хоть и не военный, но служит без лишних слов, добросовестно и дисциплинированно.
О нем говорят: технократ. Систему знает от и до. Отлично разбирается в современном высокотехнологичном оружии. До того, как стать замом, курировал закупки армейского арсенала, вел проекты модернизации боевых самолетов. Еще при Билле Клинтоне успел поработать помощником главы Пентагона. Иначе говоря, в отличие от предшественника, "он парень – в доску свой". Старый служака. Однако два года назад, когда назначали республиканца Хэйгела, даже в списке претендентов не значился. Хотя уже тогда был первым заместителем.
Он, между прочим, и сейчас, несмотря на все свои характеристики, не считался фаворитом. Входил в шорт-лист, не более того. Картер хорош, соглашаются эксперты. Но это — выбор за неимением лучшего. Он всегда был лишь на подхвате. И в нужный момент просто вновь оказался под рукой.
Вообще, весь этот кастинг показал, насколько скамейка запасных у демократов не только коротка, но и капризна. В череде самоотводов громче всех прозвучал отказ от повышения по службе тоже первого замминистра Мишель Фларной. Хотя ходили слухи, что отставка Хейгела и затеяна как операция по смене пола. Это, на самом деле, был бы сильный ход Обамы. Во-первых, еще никогда военным ведомством не управляла дама. Во-вторых, за два полноценных года до президентских выборов она приучила бы если не страну, то армию подчиняться женщине. Что весьма перспективно, учитывая, что уже и сам Обама назвал Хилари Клинтон "превосходным президентом". Впрочем, и Картер ей тоже – не чужой человек. Все-таки начинал в Пентагоне еще при ее муже. А значит, как минимум, знает, как не посрамить фамилию.
Продолжит замдиректора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов.
— Почему Эштон Картер? Что в нем есть такого, чего не доставало Хейгелу?
— Вся история с Хэйгелом состоит в том, что он был единственным республиканцем в администрации Обамы. И после промежуточных выборов, на которых победили республиканцы, Хэйгел, конечно, оказался в такой, мягко сказать, двусмысленной ситуации. Что касается Картера, то у него репутация очень хорошего управленца. Все-таки Пентагон – это огромное ведомство. А Картер уже показал себя человеком, который очень хорошо может управлять такой огромной машиной. Он очень хорошо знает "кухню": и планирование, и проблемы обеспечения, и вооружение, и ядерные вооружения, и стратегические. С точки зрения обладания знаниями, это достаточно подходящая кандидатура.
— Что именно будет позволено Картеру на этом посту?
— Сфера ответственности министра обороны – это не военные дела. Это сфера, которая касается того, что называется логистикой, обеспечением армии. Он будет вовлечен и в формулирование оборонной политики, потому что он знаком с этим. Это не просто политическая какая-то фигура. Если Хэйгела можно было назвать в какой-то степени фигурой политической – таким реверансом Обамы республиканцам. То здесь ставка делается на профессионала, который знаком с широким кругом проблем, так или иначе замкнутым на Пентагоне.
Два года назад демократы взяли Хэйгела к Обаме как единственного республиканца. Картера – уже как "одного из нас". Это значит, что в военном деле игры в компромисс закончились. Картер точно не станет публично обсуждать приказы Верховного главнокомандующего. Даже если тот сам не всегда знает, чего он хочет. Хотя, понятно, что и при новом министре обороны так называемые вызовы для Вашингтона останутся прежними. Разве что, судя по последним указам Обамы, несколько изменятся планы на Афганистан. Все идет к тому, что с 1 января это уже будет не вывод войск, а опять ввод. Впрочем, с этим делом Пентагон при любом главе всегда справлялся лучше.