Автор Мария Балябина
На Украине уволили уже больше 500 чиновников. Это – люстрация в деле. Объявляя о начале второй волны очищения власти, Арсений Яценюк заявлял, что под действие закона подпадает около миллиона госслужащих. По прогнозам премьера, на их увольнение потребуется два года. Ну, а пока закон претерпевает постоянные изменения. Он больше не распространяется на ключевых представителей власти, а в администрации президента планируют уточнить закон, иначе придется уволить практически всех.
Киеву закон не писан. Новые власти сами придумали правила очищения власти, сами же их и меняют. Закон о люстрации в его первоначальном варианте мог стоить политической карьеры многим нынешним чиновникам, в том числе и тем, кто отстаивал свержение старого руководства на Майдане. Например, Юлия Тимошенко, которая была премьер-министром при Викторе Януковиче, по логике событий, сейчас должна была бы оставить свой пост. Это же относится и ко всему ее окружению. И к Петру Порошенко, кстати, тоже. Тут законодатели опомнились и уточнили: увольнять нужно тех, кто проработал при Януковиче хотя бы год. А Тимошенко со своей командой оставалась у власти гораздо меньше.
То есть, если чиновник проработал 11 месяцев и 29 дней, то он остался честным и правильным политиком, а если один год и один день – то его нужно срочно люстрировать. А президента и вовсе нельзя подвергать проверке, потому что должность эта – выборная. Владельцев двойного гражданства, как, например, миллиардер Коломойский, тоже нужно увольнять. Но для этого даже не стали менять правила, а просто оставили губернатора Днепропетровской области на месте. Так что, пока люстрация на Украине больше похожа на имитацию, говорит председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин:
"Этот закон слабоприменим. Он наносит больше вреда Украине. Люстрация – это не наказание коррупционеров, это имитация перемен. И, плюс ко всему, люстрация – это возможность свести счеты. Никто же не проводит расследований, люди увольняются просто по факту. Работал он в определенные периоды на определенных должностях – все, уволен. Может, он как раз в это время приносил огромную пользу своей стране, но с этим же никто не разбирается. Под люстрацию попали представители судебной системы, то есть, это возможность давления на суды, возможность использования их в своих целях".
Все эти несуразицы можно списать на то, что закон готовился в спешке. Но для чего нужен был этот наспех составленный закон? Некоторые эксперты предполагают, что в нем специально допустили столько неточностей и противоречий, чтобы поскорее начать его переписывать, а вскоре и вовсе отменить. Но пока чистки идут полным ходом. Власти убеждают жителей, что люстратором может стать каждый. Людей призывают изучать анкеты политиков и сообщать о неточностях. В этой эйфории незамеченным остается тот факт, что это жертвенное очищение власти оставляет незанятыми сотни рабочих мест и, соответственно, сотни безработных. А несуразный закон не улучшают ни народное участие, ни многочисленные поправки, считает доцент факультета социальных наук Высшей школы экономики, политолог Алексей Титков:
"Слишком большой круг людей, которые подпадают под закон, — порядка миллиона человек. Для сорокамиллионной страны это очень большая величина. И второе – недостаточно четкая процедура того, как люстрация будет проходить. Это дает возможность для произвола и всякого рода конфликтных ситуаций. Можно даже предположить, что Порошенко и его окружение охотно отказались бы от этой люстрационной темы. Это, скорее, давление общественного мнения и других политических сил, с которыми Порошенко сейчас вынужден считаться".
В резолюции 1996 года Парламентской ассамблеи Совета Европы сказано, что люстрация возможна в демократическом государстве, только если соблюдается несколько условий: вина должна быть доказана в каждом случае, а подозреваемым должны гарантировать презумпцию невиновности, право на защиту и обращение в суд. Но создание законов в соответствии с международным правом, похоже, не вписывается в украинские мечты о евроинтеграции.