Автор Михаил Шейнкман
Между прочим, в Румынии, на которую ровняется официальный Кишинев, из-за срыва голосования на зарубежных участках в первом туре президентских выборов последовательно лишились своей должности один за другим министры иностранных дел. Бухарест, правда, за две недели между раундами сумел навести порядок и создать все необходимые условия для соотечественников за границей, что в итоге и обеспечило победу Клаусу Йоханнису. У Молдавии второй попытки не будет. И ее парламентские выборы так и запомнятся длинной очередью ее граждан в родное посольство в Москве. Длинной и бесполезной. Поскольку, какой еще она может быть, если на сотни тысяч мигрантов в России Кишинев выделил лишь пять участков и десяток тысяч избирательных бюллетеней?
Власти республики теперь могут сколько угодно говорить, что голосование за ее пределами не имело для его общего исхода определяющего значения. Но потому и не имело, что они для этого сделали все. Даже представители ОБСЕ, обычно закрывающие глаза на проделки "проевропейских режимов", заявили, что такая организация выборов подрывает их легитимность. Но не отменяет же. А значит, простят. Ведь на Западе тоже на всех углах кричали, что молдавская коалиция "бьется" не за себя, а за всю Европу.
Здесь сознательно все свели к выбору внешнеполитического вектора, чтобы исключить внутреннюю жизнь из внимания. Ведь в ней за время правления альянса так ничего хорошего и не произошло. Поэтому самая главная характеристика этих выборов – явка. В их случае, это явка с повинной. Те 45%, что отказались от голосования вообще, это для режима – стакан наполовину пуст. Это же у власти, в отличие от оппозиции, было все, чтобы их привлечь: деньги, административные ресурсы, помощь Запада, спецслужбы, провокации, СМИ.
Получилось очень грязно, скандально и неубедительно, хоть и оставляют предварительные цифры этот альянс правящим. Но и первое место у пророссийских социалистов. И большинство у триумвирата — очень скользкое. И все точно знают, каков был бы расклад, останься партия Ренато Усатого "Патриа" в кампании, а официальный Кишинев честным перед своими гражданами и в Молдавии, и в России.
Поэтому очередь к молдавскому посольству в Москве – это и есть ключевая иллюстрация этих выборов. С Россией хотят быть тысячи, а не пускают их единицы. Сейчас они взяли свой критический, наверное, последний максимум. Но никто, и они сами, толком не знают, как им распорядиться. Одно точно – майдана не будет. Им грозили только партии власти в случае своего поражения. Но они считают себя "победителями".
Что касается оппозиции, то она готовится к легитимному сопротивлению. Социалистам, видимо, пока уготована участь латвийской партии "Согласие". Она тоже победила без победы. Но это не победа без перспективы. Во-первых, парламенту еще надо будет избрать президента. А те цифры, что рисуют большинству, недостаточны для того, чтобы оно это сделало самостоятельно, без проблем и риска досрочных выборов. Во-вторых, судя по тому, какими темпами "приближает" Молдавию к Европе нынешний режим, и через четыре года он не намного дальше уйдет от поражения. Главное, чтобы к тому времени в Молдавии еще оставались молдаване.