Автор Корнелиу Маху
В воскресенье, 30 ноября, в Молдавии пройдут парламентские выборы. Пожалуй, самые острые и важные за всю историю существования независимого государства. И, к сожалению, самые "грязные".
В 2014 году Молдавия подписала соглашение с Евросоюзом об ассоциации и свободной торговле. Несколько ранее Евросоюз отменил визовый режим для граждан Молдавии. Это означает, что Кишинев перешел от двадцатилетних рассуждений в стиле "да, европейцы мы", к практическим шагам. Молдавия, оставаясь в СНГ, развернулась лицом на Запад. Соответственно, другой частью тела проевропейские власти развернулись… Нет, даже не на Восток. А к своим же гражданам, не желающим евроинтеграции. И граждан этих, не желающих интегрироваться в Европу, по самым скромным статистическим расчетам, в Молдавии не меньше половины.
Что с ними делать — власть не знает. Мешают они идти в Европу! Каким-то образом утилизировать не получится — уж слишком их много, да и европейцы не одобрят. Не замечать? Вариант. Но что делать с их избирательным правом? Отбирать паспорта, опять-таки, неконституционно. Выход нашелся: за несколько дней до парламентских выборов Апелляционная палата Кишинева снимает партию "Патриа" с предвыборной гонки. Якобы за то, что лидер партии — бизнесмен Ренато Усатый — получал деньги на предвыборную борьбу из-за границы.
А Центральная избирательная комиссия потребовала и от социалистов срочно предоставить документы о расходах на издание партийной газеты. Казалось бы, обычное дело, в предвыборной гонке возможно все. Но один пикантный момент не позволяет думать, что мы имеем дело с простым стечением обстоятельств. Обе эти партии — и "Патриа", и партия социалистов выступают за вступление Молдавии в Таможенный союз и укрепление связей с Россией. Более того, согласно социологическим опросам, они однозначно проходят в новый парламент. Совпадение? Или европейский выбор по-молдавски?
И еще. На этой же предвыборной неделе в Кишиневе была зверски убита мать известного молдавского журналиста Дмитрия Чубашенко, который поддерживает партию Ренато Усатого. Полиция заявляет, что не видит подтверждения версии политических мотивов убийства. Впрочем, альтернативных версий правоохранительные структуры не сообщают.
Да и вообще, полиции сейчас некогда — правоохранители ищут пророссийских террористов и провокаторов. И даже находят. По крайней мере, все увидели фотографии оружейного арсенала, якобы обнаруженного у некой организации боевиков, которые собирались захватить власть после выборов. Полицию даже не смутило, что главный "террорист" — известный всему Кишиневу молодой человек с психическими проблемами. Главное — отчитаться. А все эти совпадения как-то забудутся. Потом. После выборов.
Только вот не покидает мысль: допустим, манипуляции, подтасовки, административный ресурс — казалось бы, чего не сделаешь для приобщения к общеевропейским ценностям? Но неужели кишиневской власти нельзя идти в Европу без того, чтобы оставлять за собой грязные следы?