Автор Михаил Шейнкман
В Польше в субботу, 29 ноября, уже второй тур муниципальных выборов, а страна еще как следует не разобралась с первым. И не только она одна. Скандал вокруг местной кампании получился с международным размахом. Фракция "Европейские консерваторы и реформисты" в Европарламенте призвала Варшаву к пересчету голосов в присутствии иностранных наблюдателей. Властям они уже не доверяют.
И в самой Польше, согласно опросам, четверть населения уверена, что результаты голосования 16 ноября были сфальсифицированы. Эту убежденность поддерживает хотя бы то, что итоги были подведены с непозволительным опозданием – лишь на днях. Впрочем, хватало и более очевидных улик. Скажем, в городе Щецин мэром стал человек, вообще не выдвигавший свою кандидатуру. А в одном из районов Варшавы из протоколов исчез реальный кандидат. Специалисты винят во всем сбои в работе автоматизированной системы подсчета голосов и недостаточную осведомленность электората. 18% оказались недействительными, в том числе из-за того, что избиратели просто не знали, где именно и сколько галочек можно ставить.
Как бы то ни было, ЦИК, от греха подальше и от возмущенных масс тоже, всем составом ушел в отставку. А власть — в глухую оборону. Точнее, в глухонемую. Потому что до сих пор отмалчивается. Зато главная оппозиционная партия "Закон и справедливость" экс-премьера Ярослава Качиньского рвет и мечет. Думает, что теперь есть все основания утверждать, что у нее украли победу. Все равно ведь уже никто не проверит. Между прочим, эту кампанию считали первым серьезным испытанием для нового премьера Эвы Копач. Она лишь пару месяцев назад сменила ушедшего на повышение президентом ЕС Дональда Туска и пока толком себя еще не проявила. Теперь понятно, что не в этот раз. Муниципальные выборы ее кабинет провалил. Причем, не важно, какими в конечном итоге будут результаты. Репутацию свою власть откровенно подмочила.
Хотя вряд ли "Гражданская платформа" могла всерьез рассчитывать на безусловный успех. Уж слишком ее повело. Перевод Туска в Брюссель в Польше назвали не иначе, как бегством. А геополитические выдумки его министра иностранных дел Сикорского уже в ранге спикера Сейма – позором. Да и сама Копач вместо того, чтобы уйти с головой в решение внутренних проблем, доведенных до экономического кризиса антироссийскими действиями, осталась на тропе войны с Москвой. Варшава и при ней продолжает давать крен в сторону внешних проявлений. И, несмотря на смену пола в кабинете, доказывает, что этот крен с редькой не слаще. Это же, в конце концов, не яблоки.
Тему продолжит польский политолог, социолог Адам Бобрык.
— Как Польша будет выбираться из этого конфуза с муниципальными выборами? Почему он стал возможен?
— Сейчас это большая проблема потому, что это подрывает авторитет власти, это подрывает авторитет государства. Думаю, что повторных муниципальных выборов у нас не будет. Но на следующий год у нас более важные выборы. Парламента и президента. Если ситуация, которую мы сейчас наблюдаем, повторится, это уже будет революция.
— Когда Эва Копач возглавила правительство, все решили, что боевое крещение она пройдет именно местной кампанией. Это провал Копач? И много ли лично от нее зависело?
— Много от нее не зависело, но рассчитываться будет она. Она просто подумала, что, как женщина, на посту премьер-министра не будет иметь больших проблем. Она заранее, наверное, не проверила готовность к этому процессу. А сейчас получает за это настоящий счет. Партия "Гражданская платформа" получает сейчас меньше баллов, чем раньше. Это подрыв доверия не только для государства, но это, прежде всего, подрыв доверия правящей группировки. Пока она может спокойно смотреть на мир – угрозы потери власти нет. Но доверие падает.
К стыду своему Польша осознала, что после Леха Валенсы она так и не сумела выстроить у себя полноценную избирательную систему. Отъявленное стремление занять свое место в геополитике привело шляхту к пренебрежению внутренними процессами. Хотя в стремлении во всем подражать США она довольно близко подобралась к американскому формату демократии. Пусть, противостояние "Гражданской платформы" и партии "Закон и справедливость" — это еще не классическая двухпартийная борьба республиканцев и демократов, но в главном они уже похожи. Если их поменять местами, принципиально ничего не изменится.