Автор Михаил Шейнкман
Глядя на то, как они трогательно прощались, можно было даже прослезиться. Будь это по сценарию голливудского фильма, сцена объятий президента США с министром обороны стала бы кульминацией настроения. Но в том-то и беда Штатов, что они не в кино. Это там, чтобы ни произошло, хеппи-энд предусмотрен. А в жизни еще не известно, что именно им считать. Нынешнюю отставку главы Пентагона или завершение в 2016 году срока того, кто ее принимает. В любом случае, Чак оказался не Норрис, а всего лишь Хэйгел. Поэтому вряд ли стоило ожидать, что он в одиночку расправится с целой армией "Исламского государства". Тем более, что о деталях операций он узнавал далеко не первым. Не говоря уж о том, что не он их разрабатывал. И хотя в ходе пресс-конференции, посвященной его увольнению, Обама ни слова не сказал об истинных причинах оргвывода, просчеты США в Сирии, Ираке, а также нарушение обязательств по Афганистану Белый дом вполне может списать на того, кто формально всем этим полтора года управлял по долгу службы.
Другое дело, что так можно было поступить с любым, кто оказался бы на месте Хэйгела. Но 13 февраля 2013 года ключи от Пентагона вручили именно ему. Гражданская личность. Он стал единственным республиканцем в кабинете Обамы. И в этом, видимо, заключалась его главная ценность. Несмотря на боевой опыт вьетнамской кампании, Хэйгел звезд с неба не хватал. Какое-то время занимался ветеранскими вопросами, но в основном по общественной линии. Поэтому его назначение сразу назвали политическим. Во-первых, Обама таким образом пытался угодить республиканцам, сделать их более сговорчивыми в конгрессе. Прежде всего, в вопросах финансирования всякого рода военных авантюр. Во-вторых, если что, иметь в своей администрации человека, которого не жалко сдать, свалив на него все неудачи. С первым не получилось, поэтому в ход пошел второй вариант.
После сокрушительного поражения на промежуточных выборах и обострения внутренних противоречий до состояния политической войны необходимость в Хэйгеле отпала сама собой. К тому же Обаме после фиаско, так или иначе, надо было что-то менять. Полагали, правда, что он для приличия побьет немного своих. А он ударил чужого среди своих. Ведь по большому счету Хэйгел так и не вписался в штат президента. Он не смог ни проявить себя в полной мере, ни сработаться с демократами. Наверное, потому, что они сами к этому не очень-то и стремились. Его отстранили гораздо раньше, чем уволили. Он был, скорее, зиц-министром. Но "образцовым", как сказал о нем Обама и заключил его в объятия. Они для того и нужны, чтобы никто не подумал, что об экс-главу Пентагона просто вытерли ноги. А ведь его называли одним из самых здравомыслящих чиновников в администрации президента США. И в Москве, между прочим, тоже. Правда, до тех пор, пока он не "рассмотрел" Россию у порога НАТО. Ему, впрочем, эта "дальнозоркость" не помогла. Как говорят, к тому времени, у порога уже оказался он сам.
Продолжит российский политолог, американист Борис Межуев.
— Почему образцовый министр обороны перестал устраивать президента США? Он не справился или просто уже отработал себя?
— Была, конечно, критика общественного мнения по поводу Хейгела. С разных сторон. В основном за публичную неактивность. Хэйгел говорил очень мало. При этом сам Обама признает, что он делал какую-то закулисную работу. Его отставка все-таки знаковая. Очень сложно не заметить, что она произошла ровно в тот день, который должен был стать днем снятия санкций с Ирана. Если бы "шестерка" в Вене пришла к каким-то итогам. А Хэйгел ассоциировался с процессом нормализации отношений с Ираном, с разрядкой. Барак Обама вынужден отказаться от своего такого особого курса в рамках демократической партии и заниматься только тем, что готовить место для прихода Хиллари Клинтон.
— Насколько важно, кто именно возглавит Пентагон? Какие перед ним поставят задачи?
— В данном случае мне, честно говоря, кажется, что это совершенно не важно, кто его заменит. Хэйгел был важен именно как знаковый реалист. Конечно, новое назначение не будет столь же сенсационным, как эта отставка. Это будет более жесткая фигура, готовая пойти на жесткие действия. С одной стороны, политически от министра обороны мало что зависит. С другой стороны, мы понимаем, что политика Обамы потерпела провал.
Обама назвал Хэйгела "образцовым" министром и уволил. В тот же день он заявил, что Хиллари Клинтон будет "потрясающим" президентом. Может быть, и этот его комплимент надо понимать в обратном смысле? Во всяком случае, такая похвала от такого президента больше похожа на медвежью услугу.