Автор Михаил Шейнкман
Еврокомиссар по политике соседства и расширение Йоханнес Хан в иерархии ЕС, может быть, фигура не самая определяющая. Но с фамилией, говорящей за весь Евросоюз. В Белграде, во всяком случае, справедливо могут решить, что "по-хански" ведет себя совсем не только он. Не от своего же исключительно имени чиновник, который и в должности-то лишь первый месяц, пригрозил Сербии лишить ее европерспективы, если она не введет санкции против России.
"Сербия юридически обязалась постепенно согласовать свою позицию с ЕС по трудным вопросам. Мы ожидаем соблюдения этого обязательства", — заявил Хан в интервью белградской газете. Дальше — сочувствие и понимание исторических связей между двумя странами, ссылка на то, что ЕС "не принуждает Белград делать простой выбор". Мол, сам назвался груздем. В итоге приговором, который обжалованию не подлежит, рекомендация доказать санкциями "приверженность стратегической цели вступления в ЕС".
Сербия вот уже два года официально ходит в кандидатах на членство. Но впервые ее поставили перед необходимостью за это заплатить. Ведь потому Белград и отказывался выступать против России, что для него это близость не только моральная, но и материальная. Инфраструктурные проекты, "Южный поток" (его, кстати, Брюссель Сербии тоже простить не может), товарооборот приличный. Такими вещами не разбрасываются. Тем более, когда ЕС упущенную выгоду даже своим странам компенсировать не в состоянии. Не говоря уж о том, что и среди них далеко не все в восторге от режима ограничений.
Собственно, потому, что Евросоюз уже не способен договориться сам с собой, он и решил расширять санкции хотя бы за счет географии ближайшего резерва. Быстро сориентировались Черногория, Албания, БиГ. И только Сербия уперлась. Так и региональную конкуренцию проиграть можно, недвусмысленно дают понять ей в Брюсселе. И сами пугаются того, что Сербия не очень-то и стремится ее выиграть. Совсем же не просто так Ангела Меркель, выступая в Сиднее после саммита "Большой двадцатки", впервые включила еще и эту балканскую республику в число стран, на которые якобы претендует Москва.
После этого можно было догадаться, что за Белград возьмутся с пристрастием. Хан лишь уточнил, каким образом. Для начала шантажом. ЕС ведь сразу не понравилось особое мнение Сербии. Но сейчас ребром вопрос поставлен: "или – или". И совсем не потому, чтобы заставить Белград как-то по-новому навредить России. А потому, чтобы "запачкать" его соучастием. Уж слишком патриотичным становится сербское общество. Создается пророссийский блок. Лидер сербских радикалов Воислав Шешель, после 12 лет тюрьмы выпущенный Гаагским трибуналом по состоянию здоровья, заявляет, что вернулся не лечиться, а лечить. Страну от евроинтеграции. И, судя по тому, сколько тысяч он собрал на первом митинге, у него это может получиться.
Вопрос эксперту по балканским странам Александру Карасеву:
— ЕС действительно может отлучить от европерспективы Сербию, если она будет упорствовать? Или этот шантаж все-таки из разряда "взять на испуг"?
— ЕС не может требовать от Сербии принять санкции против России, потому что Сербия не является членом ЕС и не должна выполнять требования единой политики. Но вот такой шантаж в последнее время стал появляться. Здесь возможны два варианта. Либо это будет какое-то откладывание в очередной раз перспективы членства. Либо, в крайнем случае, заморозка на какое-то время этих процедур вообще.
— Насколько уверенно чувствует себя Сербия? Сумеет ли она противостоять давлению Брюсселя?
— На данный момент руководство Сербии занимает позицию независимого государства вполне трезво и взвешенно. Другое дело, что сложно предсказать, как будет развиваться ситуация, если давление ЕС усилится. Все ведь будет зависеть от развития главного кризиса – это кризис на Украине.
— Пророссийские настроения в Сербии слишком сильны, чтобы с ними не считаться. Насколько это скажется на отношениях Белграда и Брюсселя?
— Безусловно, такие настроения в Сербии существуют. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что, помимо прорусских настроений, часть общества ориентируется на Европу. Но поскольку значительная часть общества все-таки за независимую политику Сербии, она будет противостоять этому давлению со стороны Евросоюза.
Не исключено, что после такого рода "ханских" рекомендаций Запад начнет угрожать Сербии революцией и хаосом. С Украиной год назад была именно такая последовательность. Белград, конечно, не сворачивает с европейского пути и даже не предлагает приостановиться. Но и беспрекословным его не назовешь. А ЕС сейчас так важно, чтобы его хоть кто-то слушал. Слушал и повиновался. Казалось, что Сербию уже ничем не испугаешь. Она пережила цветной переворот. Прошла несколько войн. Ее взрывали самолеты НАТО. У нее, казалось, уже отобрали все. Но еще не отобрали Россию. И если к этому придет, республика вместе с Россией потеряет и саму себя.