Автор Михаил Шейнкман
Что бы ни говорили о его репутации, Франсуа Олланд свое правление уже может считать результативным. И не только для однополых партнеров, браки которых он легализовал. Всего за пару лет он сумел сделать то, на что не хватило полноценных сроков ни Жаку Шираку, ни Николя Саркози. Участие самого Олланда в этом, правда, весьма посредственное. Но, во-первых, такое же, как и вся его власть. Во-вторых, только при самом непопулярном в своей истории президенте Пятая республика могла подойти к вопросу об импичменте предметно.
Закон писали 12 лет. Все как-то не складывалось. Но когда в этом году вначале Национальное собрание поддержало порядок отстранения главы государства, затем сенат его одобрил, уже никто не сомневался, что и Конституционный совет, как последняя инстанция, все сделает правильно. Накануне он утвердил процедуру легитимного свержения. Для начала необходимо, чтобы соответствующий документ подписали по 10% сенаторов и депутатов. Затем голосование в обеих палатах парламента должно набрать две трети большинства за созыв специального заседания Верховного суда. Он в течение месяца ставит точку. И все это значит, что президенту Франции теперь могут объявить импичмент. Пока теоретически. Как высшему должностному лицу, а не конкретно Олланду.
Однако именно он теперь должен почувствовать себя неуютно. Это его вспоминают, прежде всего, когда думают, на ком следует протестировать эту систему. Нынешний глава государства в качестве первопроходца – кандидатура, лучше не придумаешь, потому что хуже у Франции еще не было. 13% рейтинга, экономический застой, безработица, невыполненные обещания, невнятная внешняя политика, сомнительные с точки зрения общественной нравственности законы. Он, словно, сознательно готовил себя к досрочному отстранению.
В октябре социология показала, что две трети французов хотели бы уже сейчас распрощаться с президентом, потому что он не справляется со своими обязанностями. А ведь именно такая формулировка по закону считается главным официальным поводом для вынужденной отставки. Как поясняют юристы, речь идет как об уголовных преступлениях, так и о халатном отношении к служебным полномочиям. Спровоцировать процедуру импичмента может и злоупотребление властью. А именно в этом обвиняли Олланда свыше полумиллиона французов, когда вышли на улицу против его "однополого закона". И откровенный саботаж. А это уже — привет контракту по "Мистралям". Если Елисейский дворец его сорвет, это ударит и по престижу государства, и по бюджету. Другое дело, что закон начинает работать в случае совершения "поступков, несовместимых с нахождением на высокой должности". К Олланду, в этом смысле, сложно придраться. Он чаще всего не поступает никак.
Продолжит ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров:
— То, что закон об импичменте приняли именно при Олланде, как-то связано с его правлением? Или это просто время пришло?
— И да, и нет. Потому что идея разрабатывалась еще при Шираке. Саркози тоже был склонен его принять, но в силу разных причин не получилось. Так что Олланд принял эстафету, и закон был принят. Что, собственно говоря, очень важно для Олланда, в силу сложившейся ситуации с его правлением.
— Это закон для того, чтобы он был, или все-таки, чтобы его использовать? Причем, уже сейчас? Есть ли варианты, при которых именно Олланд станет первопроходцем?
— Я думаю, вариантов нет. Но это очень важно для Олланда. Нынешний французский президент побил все рекорды непопулярности. Недавно мы все видели по телевизору, как легкомоторный самолет пролетал над Парижем с большим баннером "Олланд — в отставку!". Поэтому формально такие требования все более и более настойчиво звучат во Франции, особенно со стороны противников нынешней власти. Поэтому формально это создает правовой инструментарий для цивилизованного решения таких вопросов. Оппоненты нынешней власти могут воспользоваться этим законом и официально возбудить процедуру отставки президента. Но технически это сделать практически невозможно. Поэтому многие французские юристы говорят, что это процедура настолько сложная, что никто не рискнет ее задействовать, чтобы досрочно отправить в отставку действующего президента. Скорее, это просто юридический инструмент, который вряд ли кто-то сможет задействовать в своих политических целях.
В свое время, несмотря на масштабный общественный протест, Олланд признал легализацию однополых браков своим величайшим достижением на посту президента. С законом об импичменте у него таких достижений уже становится два. Первое вывело на улицу людей, второе может отправить туда его самого. Он, в любом случае, вошел в историю Франции. Не исключено, для того, чтобы первым выйти из нее досрочно.