Автор Ника Филимонова
10 лет назад, 22 ноября 2004 года, на Украине началась так называемая "оранжевая революция". Тысячи людей, недовольных результатами президентских выборов, вышли на Майдан с требованием пересмотреть их итоги. Главными борцами за справедливость были Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Они же впоследствии и заняли главные посты в правительстве. На днях нынешний президент Украины Петр Порошенко назвал события тех дней "праздником свободы". Но была ли она на самом деле?
Ноябрь 2004 года. Украина выбирает нового президента. По итогам подсчетов избирательных бюллетеней лидером голосования становится премьер-министр Виктор Янукович — у него 50% голосов. Чуть отстает от него Виктор Ющенко, он получил 46%. Ющенко требует пересмотра голосования и обвиняет своего противника в фальсификации результатов. "Мы призываем наших сторонников прийти на Майдан Незалежности и защитить свою победу", — провозглашает он.
Сторонников призыва оказалось достаточно – на главной площади страны собрались десятки тысяч людей. На Майдане они провели несколько недель, требуя проведения нового тура президентских выборов. Им удалось добиться желаемого. Но впоследствии и организаторов, и участников майдана ждало полное разочарование, отмечает профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор политических наук Александр Михайленко:
"Те лидеры, которые были на первом майдане, они сейчас нигде. По результатам последних выборов Тимошенко еле прошла в парламент, а Ющенко — вообще теперь человек из политического небытия. Это те лидеры, которые были в то время на Майдане и провозглашали там, что будет новая Украина. Разговор шел о том, чтобы сделать новую страну, чтобы было другое устройство Украины, например, политическое. Но это были разговоры, а по существу они стремились к власти, чтобы через майдан прийти к ней. Они этого добились, но показали свою немощь – политическую и государственную".
Кризис в энергетике, финансовые скандалы, рост безработицы и снижение роста ВВП — к таким неутешительным итогам пришла Украина после нескольких лет правления Виктора Ющенко. Энтузиазм людей быстро поубавился, говорит заместитель завкафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин:
"Те идеи, тот нравственный и моральный порыв, который был тогда, все президентство Ющенко свело на "нет", в результате того, что украинская элита опять погрязла в дрязгах, во внутреннем противостоянии Тимошенко и Ющенко, в конфликтах с Россией. Тот путь, который был избран тогда по односторонней ориентации на Запад, он Украине не вполне подходит. Тот факт, что Ющенко в результате выборов ушел с поста с результатом в 5%, когда становился президентом с результатом более 50%, очень показательно. И показывает его политическое банкротство".
Рассказы о "новой Украине" стали очередным народным мифом и достоянием фольклора.
"Для того, чтобы достичь свободы, нужно коренным образом реформировать политическую систему, избавиться от коррупции, от национализма и неофашизма, даже если они проявляются не в парламенте и не в руководстве, а на массовом уровне в каких-то радикальных организациях. Избавиться от олигархической системы, которая сложилась. Вот тогда можно говорить о какой-то свободе. А просто провозглашать определенные лозунги и говорить о том, что "мы пришли к свободе" — еще рано".
Возможно, Порошенко и сам осознает некоторую опрометчивость подобных заявлений. Но каждому новому лидеру нужны новые лозунги и новые исторические факты. Пусть и слегка приукрашенные.