Автор Михаил Шейнкман
У тех, кто учил советскую историю, и, тем паче, начинал ее, с аббревиатурой "НЭП" связаны неоднозначные ассоциации. Может быть, поэтому Нурсултан Назарбаев избегает сокращений и жестко чеканит каждое слово: новая экономическая политика. Накануне он провозгласил ее под названием "Нурлы жол". Одни переводят его, как "Светлый путь", другие, как "Путь в будущее". Но все согласны, что это должно быть движение, которое в любом случае приведет к светлому будущему. Именно его Назарбаев и пообещал.
Неожиданно рано. С опережением не только привычных для Казахстана сроков: как правило, послание к нации президент оглашает в январе-феврале, но и кризиса, в очередном наступлении которого Назарбаев уже не сомневается. И преждевременность как доказательство чрезвычайности. Ведь в этой стране привыкли, что ее несменяемый лидер ничего не делает просто так. И, если уж он считает, что наступает "темное время глобальных испытаний", значит, точно будет меняться архитектура мира.
"По этой причине, сказал и обратился заблаговременно к народу, чтобы он знал, что государство предпримет с нового года". Сам уже знает. Главная задача – реализация масштабной инфраструктурной программы. Ей предписано стать двигателем роста. Модернизация, транспортная стратегия, строительство, развитие банковского сектора. Президент, говорят эксперты, по сути, объявил полную экономическую мобилизацию. Однако пока главное новое в этой политике – это надежно припрятанное старое доброе, накопленное годами. Ради индустриального рывка от кризиса Назарбаев решил распечатать государственную копилку – Национальный фонд.
"Подушка безопасности" должна стать той самой пресловутой соломкой, которую президент, по его убеждению, знает, где подстелить. И ему можно верить. Пять лет назад во время еще того мирового финансового обвала он тоже пустил в дело резервный счет и сумел провести Казахстан "между каплями дождя". Дальновидным сейчас называют эксперты и то, что президент не так давно предусмотрительно вернул на должность премьера Карима Масимова. Именно он в 2008-2009 годах, будучи главой правительства, проявил себя эффективным антикризисным менеджером. Но в его возвращении, правда, попытались отыскать исключительно политический подтекст.
В Казахстане любое телодвижение в правящей элите рассматривают с намеком на жизнь после Назарбаева. Но одно другому не мешает. И нынешнее внедрение Масимова в процесс вполне может быть его публичным тестом на профпригодность в качестве преемника. Пока, впрочем, от него требуется лишь исполнительское мастерство. Назарбаев поручил правительству в течение следующих трех лет вынимать из Нацфонда до 3 млрд долларов ежегодно на развитие экономики. С остальным, не сомневается, "подсобят" зарубежные партнеры. Общий инвестиционный портфель президент оценивает в 40 млрд долларов.
Продолжит эксперт по странам Центральной Азии Аждар Куртов:
— В Казахстане действительно все так чрезвычайно, что его президенту пришлось даже нарушить традиции и выступить с посланием к народу раньше срока?
— О чрезвычайности речь все-таки не идет. Просто Нурсултан Абишевич, как хитрый и мудрый восточный политик, своим чутьем предугадывает, что Казахстан ждут сложные времена. Поэтому он вынужден был выступить с подобной речью. Выглядит это действительно несколько странным и нетрадиционным для Казахстана, поскольку политические элиты этой республики в постсоветский период взяли курс на пропаганду всех своих успехов. И на этом фоне активной пропаганды в прошлые времена, нынешнее выступление воспринимается как холодный душ и в самом Казахстане, и за его пределами. В принципе, то, что он предложил, это рецепт, по которому выходили те же американцы в годы Великой депрессии. Когда у них падало производство, они организовали общественные работы по строительству сети дорог. И Назарбаев вполне резонно и разумно предлагает значительную часть средств пустить на строительство. Соответственно, придется, конечно, урезать государственный бюджет, поскольку планируется увеличение дефицита. И лучше об этом сказать заранее, чем дожидаться, когда это придется делать в оперативном порядке по ходу развития самого кризиса.
Как сказал Назарбаев, доля собственно государственного участия в программе "Нурлы жол" лишь 15%. Хотя лидеру нации здесь простили бы и все сто. Но для Казахстана это существенное уточнение. В республике далеко не все общество с восторгом относится к расходованию Национального фонда, поскольку его второе название – "Фонд будущих поколений". Но, коль решил президент опередить время, и им придется увидеть свет раньше. Не в конце туннеля, а в его начале.