Автор Ника Филимонова
Национализм в Прибалтике уже вошел в повседневность. Антироссийские лозунги и снос памятников советского времени не удивляют нигде и никого. Интересный факт – усиление этих настроений приходится как раз на время вхождения Прибалтики в ЕС. Агрессивные выпады в сторону восточного соседа проходят с молчаливого согласия Брюсселя. Что это – простое совпадение или продуманная тактика?
В 2004 году сбылась давняя мечта Прибалтики – все три страны получили гордое звание членов Евросоюза. Очевидно, с приобретением нового статуса "младоевропейцы" почувствовали в себе силы для исторического реванша. По-другому разгул национализма, который начался несколько лет назад, назвать нельзя. При этом толерантные европейцы ограничиваются лишь дежурными фразами и показательно грозят пальцем. Логика Брюсселя в целом понятна, говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров:
"Евросоюз и Запад в целом заинтересованы в том, чтобы националистические элиты находились у власти в Прибалтике. Потому что объективные процессы и интересы стран Прибалтики должны были бы подталкивать их на тесные отношения с Россией. Экономические, гуманитарные, как они сложились за много веков. Но Запад в этом не заинтересован. А националистические элиты – это лучший инструмент сдерживания политики сближения с Востоком. Потому что они постоянно придумывают какие-то действия против русского населения в Прибалтике, что вызывает раздражение в Москве. И, естественно, получается, что никаких нормальных отношений быть не может".
Подобный агрессивный настрой напрямую связан с незавидным экономическим положением прибалтийских стран, убежден старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Владимир Оленченко:
"Экономики слабые, вялые и в основном держатся за счет дотаций Евросоюза. Сейчас в целом в Евросоюзе серьезная проблема с экономическим ростом. Она выливается в высокий уровень безработицы. В Прибалтике относительно лучше, но все равно высокий уровень — 14-15%, то есть одна восьмая населения. Безработица среди молодежи еще выше. Молодежь всегда была наиболее восприимчивой частью общества, наиболее легкой на подъем и наиболее склонной к радикализму. Это одна из причин того, что в Прибалтике радикализм получает развитие и выливается в форму национализма".
Таким странным способом прибалтийцы пытаются решить свои экономические проблемы. Хотя причина совершенно иная. Но они этого видеть не хотят. Точно так же, как Украина и Грузия, которые все еще пребывают в мечтах о скором вступлении в ЕС. Опыт северных соседей их ничему не учит. Ведь совершенно очевидно, что от вступления та же Грузия больше потеряет, чем приобретет, говорит Михаил Александров:
"Подписав соглашение об ассоциации, Грузия получит доступ на европейский рынок. Но что-то не видно, чтобы это как-то способствовало развитию грузинской экономики и процветанию страны. Напротив, заявленный курс ориентации на Запад привел к обнищанию Грузии. К тому, что страна потеряла территории Абхазии и Южной Осетии. Происходит заселение турками Аджарии. Еще неизвестно, останется ли Аджария в составе Грузии в долгосрочной перспективе".
Но в Тбилиси об этом пока не задумываются. Правящая коалиция — "Грузинская мечта" — уже два года следует поставленным еще два года назад внешнеполитическим приоритетам. Главные из них — членство в НАТО и ЕС.