Автор Михаил Шейнкман
Перед особенностями грузинской политики спасовала даже царица наук. Хотя по условию все на самом деле выглядело, как в простейшей математической задаче. В коалиции было 83 депутата. Из нее вышла партия "Свободных демократов", у которых 10 мандатов. Даже школьник ответил бы на вопрос: останется ли парламентское большинство таковым, если для этого ему надо, как минимум, 76 голосов. А эксперты не торопились. Поскольку то, что в арифметике решается одним действием, в политике предусматривает варианты.
С "Грузинской мечтой" так и получилось. Пусть и минус одна партия, но уже совершенно другая разница. Теперь в правящем альянсе 87 депутатов. Во-первых, вопреки самоуверенности возглавившего фронду экс-министра обороны Ираклия Аласания, не все "его" демократы захотели стать "свободными". Во-вторых, премьер Гарибашвили и его люди эффективно поработали с независимыми депутатами-одиночками. Ну, и в-третьих, могильщик режима Саакашвили и создатель "Грузинской мечты" Бидзина Иванишвили вернулся. Пока еще нельзя сказать, что официально в большую политику, но уже на публику. В субботу с развернутым интервью он вышел на большой экран, чтобы с него не сходить. Вот-вот свет увидит давно анонсированное им телевизионное ток-шоу. Только вопросы здесь уже будет задавать он. А вместе с ними и политический тон тоже. Так и говорит, что обществу не хватает правильных акцентов. С тем и возвращается, чтобы расставить их, как есть.
Обстоятельства заставили выйти из тени. Демарш экс-министра обороны, не простившего прокуратуре повышенного внимания к его ведомству и ареста 11 руководителей высшего эшелона. Странное поведение президента, фактически взявшего сторону Аласании. Разговоры о развале коалиции и парламентском кризисе, переходящем в неизбежность досрочных выборов.
То, что без Иванишвили не обойдется, стало ясно еще на прошлой неделе. Когда он, несмотря на то, что формально не при делах, принял участие в закрытом политсовете "Грузинской мечты". Это после него Аласания окончательно порвал с коалицией, а пресса подхватила информацию о том, что фигурантом "дела Минобороны" может стать и сам бывший министр. То, что без Иванишвили уже не обошлось, подтвердили события в парламенте. Не под честное же слово по-прежнему неопытного и, как оказалось, несдержанного на язык премьера Гарибашвили, независимые депутаты присягнули на верность "Грузинской мечте". Они не делали этого даже тогда, когда она была на вершине рейтинга и славы после победы в позапрошлом октябре. Но, вероятно, потому и решили присоединиться именно теперь, что сейчас их поддержка значительно выросла в цене. А за ней не постоять в Грузии по-прежнему может только один человек. Он же, скорее всего, и республиканцев удержал от опрометчивого шага. Партия спикера Усупашвили еще до истории с Аласанией пригрозила выходом из коалиции, если ей не дадут большей самостоятельности. Судя по тому, что она осталась, что-то ей все-таки дали.
Вопрос политологу Сосо Цискаришвили (Тбилиси):
— Судя по тому, что "Грузинской мечте" удалось сохранить большинство в парламенте, можно говорить о том, что политический кризис локализован?
— Это легко прогнозируемая тема, ни для кого не секрет, что в нашем парламенте всегда найдется достаточно так называемых "блуждающих форвардов", которые постоянно стремятся оказаться во фракциях властной политической силы. Естественно, как и полагается, в кавычках, основной базой этих перемещений являются бизнесмены. Так что, для них идеология, политика и все остальное – это все второстепенное. Об идеологическом единстве, конечно, трудно говорить.
— Так, может, бизнес-заинтересованность крепче идеологии? Она и позволит правящей коалиции дотерпеть до следующих парламентских выборов.
— Думаю, что Вы абсолютно правильно оцениваете ситуацию. Все будет происходить по тому сценарию, как могут договориться друг с другом бывшие и нынешние власти, если они почувствуют опасность от новых политических объединений. Все, что объединяет бывших и нынешних властей – это стремление досидеть до следующих выборов в своих креслах в парламенте.
Наверное, рожденной в октябре 2011 года, "Грузинской мечте", чтобы держать себя в тонусе, надо побеждать каждую осень. Уже хоть кого-то. В 2012-ом она сместила партию Саакашвили. Через год его самого. Сейчас разобралась с внутренней фрондой. До следующих выборов еще два года. И, если коалиция не сосредоточится на чем-то другом, то побеждать на них ей уже просто будет не с кем.