Автор Мария Иванова
На Украине началась вторая волна люстрации. Уволены уже несколько сотен человек, пройти проверку предстоит еще миллиону госслужащих. Украина с упоением "очищает" власть от неугодных людей, не учитывая исторического опыта других стран. А стоило бы. Уберечь Киев от ошибок мог бы пример Германии. Совместная жизнь ГДР и ФРГ после их объединения началась с попыток расправиться с советским наследием. Под подозрением оказались все, кто имел хоть какое-то отношение к политической деятельности. Но этот акт гражданской мести никак не помогал объединению и только усилил раскол между двумя частями страны.
Пала Берлинская стена, пал ненавистный западным немцам режим, ничего больше не препятствовало объединению ГДР и ФРГ. Должна была наступить новая эра, совместная жизнь в любви и согласии. Но призрак коммунизма, казалось, по-прежнему бродил на востоке. И западногерманское руководство решило во что бы то ни стало от него избавиться. Уничтожать следы режима стали самыми примитивными методами. С теми, кого обвиняли в репрессиях, начали бороться тем же оружием. Главными врагами стали сотрудники Министерства государственной безопасности ГДР, или "Штази". Для их проверки создали целое ведомство. Под подозрением оказались дипломаты, судьи и даже преподаватели. Особенностью этого процесса была чрезмерная жесткость, которую нельзя было сравнить даже с периодом денацификации, рассказывает бывший посланник России в Германии, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института Европы РАН Игорь Максимичев:
"Денацификация носила формальный характер. Но в случае с ГДР это было уничтожение на корню. Было создано пугало — "Штази", сейчас мы благодаря Сноудену знаем, что "Штази" в подметки не годится западным секретным службам, она не представляла собой ничего особенного. Но в случае с ГДР это было такое пугало, под обвинение в сотрудничестве с которым была подведена вся элита ГДР, включая тех, кто был в оппозиции, кто руководил этой первой "цветной революцией" в Европе, свергал ненавистный режим".
С нацизмом боролись недолго и постарались поскорее забыть все события тех лет. А поиски ненаказанных сторонников ГДР продолжаются до сих пор. Их даже приравнивают к нацистам. Со всеми вытекающими последствиями. Желая разрушить систему доносов "Штази", руководство ФРГ создало свою собственную. Люди начали подозревать своих соседей и открещиваться от тех, кого можно было обвинить в "неправильных" взглядах. Претензии жителям ГДР предъявляли в соответствии с законами другой страны – ФРГ. На основании этих же законов их лишали работы. Нарушение прав человека особо никого не беспокоило. И неудивительно – сама люстрация, в принципе, нарушает многие права и свободы, считает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов:
"Все процессы люстрации носят не характер очищения государственного аппарата от людей, нарушающих закон. На мой взгляд, во всех странах люстрация носит мстительный характер. Поэтому нет смысла говорить о каких-то качественных процессах. Есть какие-то конкретные моменты, когда наказывали людей, совершавших с точки зрения новых государственных органов преступления, но, на мой взгляд, к большинству граждан ГДР это не относилось".
Такими нехитрыми манипуляциями власти ФРГ помешали быстрому объединению германского народа и только усилили раскол между частями страны. И Украине такое ритуальное очищение власти от инакомыслия вряд ли позволит решить внутренние проблемы и навести порядок в стране.