Автор Ольга Бугрова
Серебряный век – так, по строчке из стихотворения Анны Ахматовой, именуют в России 20-летний период с конца 19-го столетия. Но есть и другое название эпохи – "русский ренессанс". Его автор – философ Николай Бердяев — объяснял это время так: “Было опьянение творческим подъемом!.. В эти годы России было послано много даров".
Календарной даты начала Серебряного века не существует. Однако хорошо известно, что в начале было слово. И это слово было "символизм". Символизм как поэтическое направление возник в конце XIX века отчасти из французской традиции, но очень скоро стал чисто русским явлением. Все большие поэты, с которыми принято связывать Серебряный век, входили в русскую литературу как поэты-символисты. Это Брюсов и Бальмонт, Белый и Блок, Цветаева и Волошин. Некоторые из них протянули из символистского древа собственные крепкие ветви. Так возник акмеизм – мечта о новом классицизме. А вместе с ним заявили о себе Гумилев, Мандельштам и, конечно, Ахматова, давшая эпохе имя. А потом пророс и футуризм, вступив в спор с Серебряным веком — отвергая его изысканность и привкус декаданса. И эти новые ниспровергатели – Хлебников, Маяковский, Пастернак — повели русскую художественную культуру дальше, к авангардным открытиям. Но это уже другая история, которая, однако, не сложилась бы, не будь в России "серебряного двадцатилетия", считает культуролог Андрей Пелипенко:
"Не было бы Серебряного века – не было бы и русского авангарда, который считается одним из самых ярких проявлений российской культуры, когда она, едва ли не впервые, оказалась впереди Европы. Идеи, которые были в Серебряном веке, актуальны и по сей день. Они продолжают быть неким знаменем в противостоянии тому, против чего были направлены в ту эпоху. Тогда — против буржуазной пошлости, сейчас это просто пошлость, против всего низкого, примитивного".
У Серебряного века есть и еще одна точка отсчета – появление художественного объединения "Мир искусства". В отличие от многих других, оно оказалось редким долгожителем — просуществовало с 1898 по 1924 год — и сплотило таких разных, но равно выдающихся художников, как Серов и Коровин, Сомов и Бенуа, Врубель и Рерих, Серебрякова и Кустодиев. Один из основателей объединения – гениальный импресарио Сергей Дягилев — провозгласил: "Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца". И это был главный постулат Серебряного века, притянувший, в том числе, и "могильщиков" эпохи, которыми снова стали авангардисты: художники Малевич, Кандинский и близкие им русские кубисты и абстракционисты. Говоря о "родовом" признаке эпохи, Андрей Пелипенко замечает:
"Это, прежде всего, подчеркнуто выраженное личностное начало. По-своему этот признак уникален для русской культуры: в Серебряном веке, пожалуй, впервые личность встала во весь рост и избавилась от комплекса одиночества. То есть возникла некоторая среда личности — высокоразвитой, очень свободной, не связанной ничем в своей самореализации, экспериментирующей, независимой".
Средой расцвета художественной личности в Серебряном веке стала и русская театральная сцена, давшая целую гроздь незабываемых имен. Это и танцовщик Вацлав Нижинский, и певец Федор Шаляпин, и актер и выдающийся театральный режиссер Константин Станиславский. Серебряный век был плодом реформ, начавшихся в России еще во времена императора Александра Второго и изменивших общественный климат и культурный ландшафт страны. Поэтому эта эпоха и выдвинула такое громадное число реформаторов искусства, без которых невозможно представить культурную историю XX века — не только России, но и мира.