Автор Михаил Шейнкман
Раскол, в котором так долго подозревали "Грузинскую мечту", свершился. Одна из шести частей правящей коалиции – "Свободные демократы" — теперь опять соответствует своему исконному названию. Премьер Гарибашвили накануне почти так им и сказал: "свободны!". Обращался он, впрочем, к одному только Ираклию Аласания, лидеру партии и на тот момент еще министру обороны. Но надо было предполагать, что за ним с вещами на выход последуют и другие. Хотя, в отличие от него, добровольно. Но по той же причине, которую в их трактовке следует понимать, как "не сошлись политическими характерами".
"Свободные демократы", кроме военного ведомства, контролировали еще три министерства: евроинтеграции, иностранных дел и юстиции. Теперь они вакантны. А ведь все начиналось в духе той самой борьбы за справедливость, надежда общества на которую, в том числе, принесла "Грузинской мечте" парламентскую победу два года назад. Однако даже несколько громких разоблачений в высшем эшелоне местного "Пентагона", среди них присвоение госсредств и массовое отравление военнослужащих, возмутило премьера меньше, чем реакция на них самого Аласания.
"Я принял решение отправить главу военного ведомства в отставку, чтобы не допустить приватизации министерства обороны и не мешать работе следствия", — заявил Гарибашвили на специальном брифинге. Принципиальность по отношению к союзникам по власти – лучший способ снять обвинения в избирательности правосудия. А то уже и Европарламент грозит официальному Тбилиси заблокировать ратификацию соглашения об ассоциации с ЕС за уголовное преследование Саакашвили и его людей. И хотя Аласания формально к ним не относится, но тоже попытался подверстать свою криминальную историю под политический контекст. Потому и объявил о "целенаправленной атаке" на министерство обороны, как о наступлении на прозападный курс.
Аласания, пожалуй, на самом деле активней прочих в правительстве получал плюсики в журнале успеваемости НАТО. И хотя его людей в военном ведомстве привлекли по конкретным статьям, их экс-начальник теперь будет уверять, что его убрали не как министра, а как политика. Такая убежденность, выставленная на публику, уже – симптом. И свидетельствует он о подготовке к выходу всей партии из правящей коалиции. И хотя в парламенте "свободных демократов" всего десять, этого достаточно, чтобы без них большинство перестало таковым считаться. А если к ним добавятся республиканцы, те первыми пригрозили "Грузинской мечте" разводом, то новая политическая реальность станет неизбежной. И в правительстве должны были предусмотреть эти риски. Если, конечно, их тоже не убаюкали разговоры о том, что мятежные партии в электоральном смысле слишком слабы для самостоятельных демаршей. А значит, мол, никуда не денутся.
Создатель "Грузинской мечты" Бидзина Иванишвили, правда, еще год назад дал понять, что разлука будет без печали. Аласания тогда впервые "взбрыкнул", обидевшись на то, что это не его олигарх назвал своим претендентом на президентский пост. Хотя Иванишвили тогда был не то, что сейчас. В деле. Но и сейчас мало кто сомневается в том, что "чистка рядов" едва ли была бы возможна без его благословения.
Из Тбилиси лидер партии "Свободная Грузия" Каха Кукава.
— Как Вы думаете, премьер или Иванишвили, коль скоро именно его считают главным человеком в коалиции, все хорошо просчитали? Многие уже говорят о политическом кризисе.
— Политический кризис уже налицо, конечно. Ключевые министры уже подали в отставку, и распалась правящая коалиция. Какая концепция у премьера или, скорее всего, у реального лидера "Грузинской мечты", неизвестно. Я думаю, их оптимизм не обоснован ситуацией в Грузии. Потому что продолжается социально-экономический кризис, из-за которого есть определенная фрустрация избирателей, которые два года назад поддержали правящую коалицию.
— Выход "свободных демократов" лишит коалицию большинства. Как это скажется на политическом и социально-экономическом климате в Грузии?
— Невозможно это сказать. Сейчас многие говорят о том, будут или нет внеочередные выборы. Я думаю, что если не будет внеочередных выборов, тогда мы получим постоянный кризис, потому что в парламенте четкого большинства создать уже невозможно. Поэтому, если исходить из европейских принципов, надо назначить внеочередные выборы, чтобы народ опять дал мандат новым властям. Но пойдут или нет на это нынешние власти, неясно.
Возможное участие Бидзины Иванишвили в разрешении внутренних противоречий, между прочим, успокаивает сторонников "Грузинской мечты". Самые верные из них по-прежнему надеются на то, что миллиардер и гражданин знает, что делает. Даже несмотря на то, что он уже дважды ошибся. Первый раз, когда вложил деньги в Саакашвили и его "революцию роз". Второй, сам признался, когда сменил того на Маргвелашвили. Хотя его главная ошибка, наверное, в том, что он слишком поздно понимает: в Грузии лучше все делать самому.