Автор Михаил Шейнкман
Коней на переправе не меняют, но можно поменять "ослов". Республиканский "слон" на промежуточных выборах в С ША отобрал у вислоухого символа демократов еще и сенат. Обама, впрочем, в этом мире животных "птица" совсем иного пролета. Теперь по всем признакам "хромая утка", причем, сразу на обе конечности. Конгрессом его противники "приросли" еще в 2010 году. Сейчас упрочили преимущество там и завладели верхней палатой. Для большинства в ней им всего-то и надо было отвоевать у демократов не меньше шести мест, что эксперты изначально не относили к разряду задач повышенной сложности. С такими-то "успехами" главного лица демократов. В итоге самый непопулярный после войны президент США вплотную приблизился к еще одному антирекорду. Гарри Трумэна ему превзойти не удалось – тот, бывало, лишался в двух палатах конгресса 83-ех мест. Но и Обама за две парламентские кампании потерял больше, чем кто-либо из его предшественников за последние 60 лет. Именно благодаря ему, республиканцы получили полный контроль над законодательной властью.
Ее, правда, в Штатах, независимо от того, кто на ней восседает, называют "сломанной ветвью", подразумевая ее неэффективность. Но даже она может больно дать президенту по рукам и существенно ограничить ему пространство для маневра. На все сто это не значит, что республиканцы перехватывают инициативу. Но это значит, что для демократов она может быть наказуема. Как минимум, блокированием. На это простого большинства в сенате хватит. На импичмент или даже на превращение собственных проектов в законы – нет. Право президентского вето еще никто не отменял. Но если эти выборы делят президентский срок пополам, то для нынешней администрации — на "до" и "после". Потому что "после" уже без разницы, что было "до".
Однако для демократов это совсем необязательно сплошные минусы. Они проиграли промежуточный финиш, но впереди еще два года дистанции. А республиканцы с полным законодательным боекомплектом уже не смогут налегке без имиджевых потерь вредить хозяину Белого дома. Иначе на президентских выборах уже их можно будет обвинить в саботаже. И это располагает оптимистов к мыслям о конструктивном сосуществовании конгресса и администрации. Это необязательно должен быть пакт о ненападении, но некий компромисс, говорят они, теперь в интересах обеих партий. Хотя бы в тех вопросах, которые не затрагивают устои и философию американской исключительности. А это значит, что и на отношения с Россией перемены в сенате едва ли скажутся. Даже если ключевые посты в нем займут республиканские "ястребы". Хотя утверждение главой комитета по обороне Маккейна может активизировать усилия по предоставлению Украине летальной военной помощи. Но Обама, при всех его недостатках, все же не так глуп, чтобы в этом деле отдавать инициативу своим оппонентам. В его интересах, скорее, ее заморозить. Это и есть тот самый принцип сдержек и противовесов, который способен удержать Штаты от резких и необратимых решений. По крайней мере, в ближайшие два года.
Вопрос эксперту-американисту, политологу Борису Межуеву:
— Эти выборы имеют свою собственную ценность или их так и стоит рассматривать как "промежуточные", то есть, определяющие политический расклад за два года до конца президентского срока?
— Эти выборы имеют огромное значение, потому что, по-видимому, можно ставить определенную черту под президентством Обамы. Очень сложно себе представить, что после такого катастрофического поражения его партии он сумеет наверстать свое лидерство. Другое дело, что за этим едва ли последуют серьезные изменения в политике.
— Как президент – демократ и республиканский Конгресс будут сосуществовать? Стоит ли ожидать каких-либо внутри- или внешнеполитических корректировок?
— Думаю, какие-то корректировки будут. Обама не очень любит расставаться со своими людьми. Тем более, что их у него не так много. Но все-таки ему придется предпринять некоторые усилия, чтобы несколько подкорректировать образ своей администрации. Внешнеполитически, конечно, все будет гораздо сложнее ему осуществлять. Скорее всего, на два года это все зависнет. Что касается России и украинской всей этой ситуации, я думаю, просто все будет находиться в подвешенном состоянии, без каких-либо резких шагов ни в ту, ни в другую сторону.
Жители Вашингтона, кстати, параллельно с парламентскими выборами на своем референдуме проголосовали еще и за легализацию марихуаны. Теперь ее можно хранить в пределах 57 граммов и даже выращивать не более шести кустов. К политике это отношения не имеет, если не считать, что Белый дом с его обитателями и лужайкой теперь тоже сможет разнообразить свою флору. Шесть кустов – это, конечно, не промышленное производство. Но своим критикам Обама всегда сможет сказать, что у него есть "план". И дать попробовать, если кто усомнится.