Автор Татьяна Голованова
Охота на коррупционеров за пределами Китая, которую объявили китайские власти, приносит результаты. В ходе последней кампании по розыску скрывающихся за рубежом коррупционеров китайские правоохранители задержали более сотни подозреваемых. Все они были задержаны в результате операции "Охота на лис". То есть, на хитрых и ускользающих. Дело в том, что для первого года антикоррупционной деятельности нового председателя КНР Си Цзиньпиня был характерен "крысиный побег" китайских чиновников. Они судорожно распродавали купленную на территории Китая элитную недвижимость и запутывали следы своих капиталов. Деньги переводили через Гонконг в другие, более защищенные офшоры. А вместе с деньгами спешно покидали родину. И если раньше это был хороший вариант скрыться с "нажитым непосильным трудом", то сейчас "охота на лис"- сигнал коррупционерам, что их найдут где угодно и накажут.
И в данном случае строгость законов не смягчается необязательностью их исполнения. Смертная казнь или пожизненное наказание вынесено сотням китайских чиновников, в том числе и высокопоставленным. Кроме того, десятки тысяч китайцев потеряли работу из-за подозрения в казнокрадстве.
Впечатляют не только масштабы пойманных, но и количество найденных капиталов. Недавно китайские следователи конфисковали у подозреваемого во взяточничестве замначальника департамента угля государственного энергетического управления КНР крупнейшую в истории страны сумму наличных — 200 млн юаней, а это 32,5 млн долларов. Такие деньги под матрасом не спрячешь, да и вывезти тоже непросто.
Си Цзиньпин утверждает, что борьба с коррупцией — важнейший приоритет его правительства. Он неоднократно заявлял, что казнокрадство угрожает самому существованию коммунистической партии и подрывает государственные устои. Ни в одной стране мира нет такой жесткой антикоррупционной политики. Китай — лидер в активности борьбы с прозрачностью государственного аппарата и госкомпаний. Но непонятно одно — почему при всех ресурсах, таких, как поощрение доносов, создание антикоррупционных подразделений на каждом предприятии и очень жесткие, по рамкам европейцев, законы не сокращают количество коррупции в стране? Эксперты полагают, что из-за "недожима" коррупционеров – их то массово ищут, то оставляют в покое, позволяя скрыться и воровать. К тому же, власти еще не ввели один из эффективных методов, который есть и в России — ежегодный публичный отчет о доходах госслужащих. Да и Восток – дело тонкое, в котором европейцам пока разобраться не получается.