Автор Мария Иванова
США за свою историю пережили десятки покушений на президентов. Четыре из них закончились смертью правителя и последующей сменой внутренней и внешней политики. На своем посту погибли Линкольн, Гарфилд, Мак-Кинли, Кеннеди. Опасности не раз подвергались и менее заметные политики. Что это – американская традиция или своеобразный способ политической борьбы?
Первой жертвой покушения мог стать седьмой президент Эндрю Джексон. Осечка спасла ему жизнь. Несостоявшегося убийцу сразу задержали. Он утверждал, что хотел отомстить президенту за то, что остался без работы. Но сам Джексон был уверен, что это дело рук политических оппонентов.
После этого на протяжении 30 лет на американском политическом олимпе было относительно спокойно. Пока весной 1865 года не был убит один из самых популярных президентов США Авраам Линкольн. Убийство это было во всех отношениях театральным: президент провел свои последние минуты в ложе театра в Вашингтоне и погиб от пули, которую выпустил актер. Говорят, что сделал он это из идейных соображений – так убийца выразил симпатию разгромленной конфедерации. Впрочем, какими бы ни были мотивы преступника, за покушением на главу государства всегда стоит серьезная политическая игра, уверен доктор исторических наук, руководитель Центра сравнительных исследований РАН Никита Загладин:
"Для исполнения убийства (Линкольна) нужен фанатик. Но за фанатиком может стоять и разветвленный заговор, который этому фанатику помогает, содействует, а потом его и устраняет. С убийством Кеннеди было примерно то же самое, когда исполнителя устранили. Кеннеди "наступил на ногу" очень многим влиятельным людям в США, в частности, его действиями были затронуты нефтяные корпорации. В политике он доходил до крайностей. С этой точки зрения, элемент политической борьбы здесь был. А что касается Авраама Линкольна, многие южане его ненавидели после того, как он разгромил южные штаты и освободил рабов. Мотив тут конкретный – и месть, и попытка добиться изменения политического курса".
После ухода Авраама Линкольна политический курс, действительно, изменился. Следующий президент Эндрю Джонсон проводил более мягкую политику по отношению к югу и рисковал из-за этого утратить свой авторитет. Из-за разногласий с парламентом его правление вполне могло закончиться импичментом, но тогда в Сенате не получилось составить большинства, необходимого для обвинительного приговора.
Резкая смена государственной политики произошла и после убийства Джона Кеннеди. На смену ему пришел опять Джонсон — Линдон Джонсон. Заступая на пост, он привел статистику убийств политических деятелей в США – по его словам, начиная с 1885 года, на одного из каждых трех американских президентов совершалось покушение, а один из каждых пяти президентов был убит. Джонсон одним из первых своих шагов объявил создание "Великого общества". В стране был принят Акт о гражданских правах, который предполагал уничтожение расовой сегрегации, создание системы жилищного субсидирования. Однако во внешней политике новый президент вел себя не так миролюбиво. США ввязались во вьетнамскую войну.
А убийство Кеннеди до сих пор остается одним из самых загадочных в американской политической жизни. Убийцей назвали Ли Харви Освальда, через несколько дней после задержания его застрелили, а признаки заговора в этом преступлении так и не нашли. Но многие сомневаются в том, что это был одинокий фанатик, который действовал, руководствуясь исключительно собственной идеей. Высказывали различные предположения: Кеннеди могла заказать мафия, политические противники, англо-саксонская элита.
Кроме известных нам покушений на президентов и их убийств, в тени громких преступлений остаются еще десятки покушений на крупных политиков. Среди них, например, убийство брата президента — Роберта Кеннеди. Почему политические проблемы в Штатах часто предпочитают решать таким кровавым способом, можно лишь догадываться. Вероятно, таковы американские традиции, рассуждает американист Дмитрий Михеев:
"Там идеология – личность превыше всего, а сильное государство, как сказал Рейган, – враг. Представьте себе личность, которая может сделать шаг невероятного значения для себя, для страны, для мира. Конечно, это искушение. Были неудачники, как Хинкли, который президента Рейгана чуть не убил, потому что хотел произвести впечатление на актрису Фостер. Но вообще, американская модель демократии – насилие, индивидуализм, которые прописаны в этой модели, фактически неизбежно ведут к очень неустойчивой и шаткой системе. Можно устранить президента и поменять ход истории. В некоторых случаях так и происходило".
Яркий штрих в происходящее вносит и парадоксальная доступность оружия в США. Обзавестись собственной винтовкой может даже ребенок: некоторые производители разрабатывают для этого специальный детский дизайн. Ничем не мотивированные ужасные массовые убийства в школах, банках и других общественных местах каждый раз шокируют, но, как это ни ужасно, вызывают уже все меньше удивления. Как ни удивляет уже и то, что американцы используют оружие и в политической борьбе.