Автор Михаил Шейнкман
Нурсултан Назарбаев решил взглянуть на свою государственность из глубины веков. Надо полагать, в следующем году это увидит уже не только он. Стране обещают грандиозный праздник и пышные торжества по случаю 550-летия основания казахского ханства. Не исключено, что здесь вскоре официально будет считаться, что именно с него отечество пошло есть. "Братья Кирей и Жанибек в 1465 году создали первое ханство, и государственность казахов ведет историю с тех времен", — отрепетировал президент на столичном активе посыл, который вскоре каждый школьник, наверное, должен будет знать, как дважды два. При этом Назарбаев отметил, что пять с половиной веков назад это не было государством в современном понимании, с границами и международным авторитетом. "Но важно, что тогда была заложена основа, и мы – продолжатели великих дел наших предков", – одной фразой обеспечил лидер нации новой работой историков, чиновников, законодателей и летописцев.
Заметим, что несколько лет назад он же заявлял, что у Казахстана не было государства до 1991 года. "Впервые обозначив границы, мы довели это до Организации Объединенных Наций…", — говорил тогда он. И, между прочим, не только здесь, но и во всем мире именно Назарбаева называют создателем казахстанского суверенитета, совершенно справедливо и не только по аналогии с Людовиком XIV, полагая, что государство – это он. И хотя Назарбаев всегда скромно оценивал главную роль собственной личности в истории, но еще никогда прежде он не отдавал ее другим. Однако теперь получается, что он всего лишь достойный сын казахского народа, а они — отцы-основатели, Жанибек и Керей. И не просто султаны — потомки Чингисхана. Хотя начали, как сказали бы сейчас, с банального сепаратизма. Отделились от правителя кочевых узбеков Абулхаира и вместе с частью населения обосновались в долинах рек Чу и Козы-Баши. Тогда-то и появился термин "казах". Вначале как географическое обозначение новых владений, затем как название этноса.
Вот, собственно, и вся история. Она была известна здесь и прежде. Но еще никогда в Казахстане на таком уровне не стремились добавить себе возрастной значительности. Наверное, не только потому, что ждали подходящего юбилейного случая. Все-таки 550 – это, на самом деле, кругло и величаво. У Назарбаева никогда не было необходимости в обосновании своей власти исторической родословной. Хотя этим в свое время не пренебрег даже Лукашенко. Свое первое пришествие он ознаменовал совмещением дня независимости Белоруссии с днем освобождения ее от фашистов. И сразу стал наследником Победы по прямой.
Назарбаеву всегда хватало собственного авторитета. Поэтому ему ни к чему было прибегать к подобным историческим уловкам. Но, может быть, лидер нации потому и решил скромно отказаться от звания создателя в пользу потомков Чингисхана, чтобы обосновать преемственностью продолжение династии. Если есть у нации отцы-основатели и достойный сын, значит, должна быть и дочь. Тем более что Дарига Назарбаева уже самая влиятельная женщина Казахстана.
О черте оседлости казахстанской государственности эксперт по странам Центральной Азии Аждар Куртов.
— Почему Назарбаев решил восстановить историческую справедливость только сейчас? Наверное, в начале девяностых эта связь времен была бы более уместной.
— Его высказывание не надо вырывать из контекста всего происходящего. В Казахстане существует историческая наука, которая, как и любая наука в любой стране, призвана воспитывать патриотов. Поэтому высказывания лидера Казахстана относительно государственности его страны – это вполне разумное высказывание и никакого негативного подтекста я в нем не усматриваю.
— А не связано ли намерение Назарбаева прибавить государственности значительный возраст с тем, что он сам уже не молод? Чтобы с его уходом никто не решил, что уходит все, на чем Казахстан держится.
— Как версия популярная среди экспертов и журналистов, она, конечно, может существовать. Вообще, "удревнять" государственность свою любят очень многие политики во многих странах мира. То, что сделал Нурсултан Абишевич, это еще не выход за рамки разумного. Скажем, недавний пример Украины. Там утверждают, что украинский человек старше человека разумного. Я не думаю, что высказанное Назарбаевым каким-то образом связано с его перспективами ухода от власти.
Казаться старше своих лет – это в природе детей. Они так играют во взрослых. И вроде бы несолидно такой серьезной и уверенной в себе стране впадать в детство. Но, может быть, для Казахстана это и означает, что он вступил в период своей зрелости. Если по Ницше, то по-настоящему она приходит тогда, когда обретаешь серьезность ребенка, с которой он относится к своим забавам.