Автор Михаил Шейнкман
Пещерный национализм латвийского режима через какое-то время может угодить в первородную среду. Достаточно стране выполнить требования ЕС по вопросам климата, и она окажется в каменном веке. Именно туда, по прогнозам министра экономики Латвии Вячеслава Домбровского, ведет республику экологическая политика Евросоюза. Сам он ее уже именует "так называемой".
Чиновник заявил, что безусловное следование установкам Брюсселя заставит отказаться от цивилизации и привычек. По мнению министра, по отношению к Латвии это не только не по-человечески, но даже не по-скотски. Поскольку, чтобы справиться с домашним заданием по сокращению выбросов углекислого газа, стране придется полностью запретить автомобили или ликвидировать целую отрасль сельского хозяйства по разведению коров, свиней и прочей съедобной живности. Иными словами, республика окажется "обескоровленной". А это, между прочим, чуть ли не последняя реальная статья ее доходов. Хотя из-за антироссийских санкций она уже значительно подсократилась. Есть, как говорит Домбровский, еще один вариант борьбы с CO2 – абсолютный отказ от газового отопления в домах и квартирах и, как он выразился, переход на биомассу. В любом случае, уверен министр, задачи Еврокомиссии сулят Латвии не самые приятные перспективы. "Обязательства по планам климатической политики настолько объемны, что не только негативно повлияют на конкурентоспособность страны и бизнеса, но и потребуют абсурдных решений", — сделал печальный вывод он.
Вообще, экологические правила ЕС едины для всех государств, в него входящих. Но в Латвии это будет тот случай, когда одно лечишь, другое калечишь. Причем, с ампутацией. Однако ни о каком снисхождении речь не идет. Как не шла она и в истории с теми самыми антироссийскими санкциями, которые уже подкосили местную экономику. Хотя тогда правящая элита добровольно и с большим удовольствием подложила страну на прокрустово ложе евросолидарности. Домбровский, кстати, в тот момент впервые публично блеснул прозорливостью. Правда, чтобы предсказать республике участь экономической жертвы, совсем не нужно было обладать даром предвидения. Хватило политической честности. Он ее проявил. Сейчас – повторно. И, по всему выходит, крайний раз в должности министра. В новый кабинет прежнего премьера Страуюмы он не войдет. Может быть, и поэтому тоже ее все еще несформированное правительство уже окрестили правительством стагнации и лицемерия.
Между прочим, Евросоюзу неплохо было бы протестировать здесь еще и экологию общественного сознания. А то Латвия уже лет двадцать как поглощает воздух свободы, а выдыхает углекислый газ национализма. А с ним, как ни старайся очистить страну от СО2, ее внутренний климат все одно останется с неприятным душком.
Вопрос политологу, экономисту Александру Гапоненко (Рига):
— Так какую же перспективу Латвии избрать: уйти в каменный век или продолжать дышать углекислым газом?
— Латвийское правительство не является субъектом, который управляет Латвией. Обычно ЕС присылает директивы, которые неукоснительно выполняются латвийским правительством. Если пришли директивы о том, что нужно платить за выброс углекислого газа, то наше руководство будет послушно это делать. Даже если убытки будут таковыми, что придется закрывать фермерские хозяйства, промышленные предприятия и увольнять рабочих на улицу. У нас уже были примеры, когда полностью был уничтожен рыболовецкий флот. У нас были примеры, когда полностью уничтожили отрасль, которая производила сахарную свеклу, и закупают теперь низкокачественный сахар из Испании. Таких примеров можно приводить очень много.
— Но одно дело, когда закрывают предприятия, которые могут быть конкурентоспособными. И другое дело, когда территорию превращают в пустошь.
— На Латвию оказывается такое давление, закрываются рабочие места для того, чтобы вызвать эмиграцию рабочей силы. Наши работники высокообразованы, мотивированы к труду, их с удовольствием принимают Англия, Швеция, Германия. За десять лет мы потеряли 20% населения. Оно уехало либо вымерло. И вот это давление с углекислым газом – один из элементов обеспечения развитых стран Западной Европы рабочей силой.
Между прочим, за последние 23 года Латвия, следуя указаниям ЕС, сократила выбросы углекислого газа на 58% и стала одной из самых "зеленых" стран континента. Видимо, дальше ей надо будет уже "посинеть". Поскольку, чтобы очистить экологию на все сто, республике придется отказаться от жизни. Дышать она, наверное, будет легко, но недолго.